В киберпространстве все настолько неясно, что риск катастрофического просчета с чьей либо стороны невероятно высок. Мы все можем случайно оказаться в киберармагеддоне
Financial Times публикует статью обозревателя Джона Торнхилла, в которой тот предупреждает об опасности кибервойны.
Торнхилл пишет, что некоторое время назад его напугал бывший сотрудник разведки, предупредивший о возможности повторения сентябрьских событий 2001 года в США, но на этот раз в киберпространстве. Террористы, по его словам, могли бы парализовать жизненно важную инфраструктуру, от линий электропередач до финансовых рынков и работы авиадиспетчеров.
Другой бывший разведчик назвал это неправильной исторической аналогией, сказав, что дела обстоят еще хуже и что теперешнюю ситуацию следует сравнивать с августом 1914 года.
В киберпространстве все настолько неясно, что риск катастрофического просчета с чьей либо стороны невероятно высок. Мы все можем случайно оказаться в киберармагеддоне, также как европейские политики после серии просчетов случайно начали Первую мировую войну.
По своей природе кибервойна дешевле, быстрее, а происхождение нападающего легче скрыть по сравнению с войной традиционной.
Определить, является ли нападающий членом преступной группировки, представителем какого-то государства, или и тем и другим одновременно, чрезвычайно сложно.
Источник кибератаки относительно легко спрятать, а также можно распределить подобное нападение среди нескольких источников. Соответственно, США, например, могут нанести удар по хакерам где-то в Сибири, но в результате может пострадать сервер в Китае.
Асимметрия кибервойны также на руку более слабым странам. Китай, Россия и Иран оценивают их киберпотенциал как ответ на конвенциональную военную мощь США.
Если речь идет о стране, в целом не подключенной к интернету, как, например, Северной Корее, то именно этот факт может укрепить убеждение среди ее лидеров, что им ничего не грозит.
Как ясно сказал один представитель США:”Как можно отключить весь свет в стране, которая сама не может его включить?”.
В своем ежегодном докладе конгрессу американские спецслужбы уже несколько лет подряд заявляют, что киберугрозы важнее угроз со стороны террористов.
Уже более 30 стран создали специальные киберподразделения своих вооруженных сил. В результате нам уже известно о, как минимум, 200 кибернападениях одного государства на другое. Наиболее интенсивными нападения были между Россией и Украиной.
Как пишет FT, мы так еще не разработали никаких принципов ограничения распространения и применения кибероружия.
А пока таких принципов нет, растет риск того, что человечество может случайно оказаться в мировой кибервойне.
На подписании Брест-Литовского договора с Германией Лев Троцкий сформулировал лозунг “Ни мира, ни войны”. Это похоже на то, что происходит сейчас, пишет Джон Торнхилл в Financial Times.