Новости мира

“Хотят запугать всех”: Подробности жестокой расправы над проукраинской противницей Путина

Известная украинская журналистка Марина Петик анализирует обстоятельства и причины смерти проукраинской противницы Путина Елены Григорьевой

В Санкт-Петербурге жестоко убили гражданскую активистку Елену Григорьеву, которая занимала принципиальную проукраинскую позицию. Ей нанесли восемь ножевых ранений, а тело бросили в кустах недалеко от дома. За преступление российские правоохранители тут же задержали 40-летнего башкирца. Правда, он ли убил женщину на самом деле, неясно. Позже в полиции заявили, что подозреваемых нет. Друзья Елены считают, что ее избрали жертвой, чтобы запугать всех, кто выступает против власти в России, выходит на акции протеста и пикеты. Подробнее – в материале известной украинской журналистки Марины Петик

Бил ножом в спину, а потом душил. Елена Григорьева – известная в Санкт-Петербурге активистка, которая выступала в защиту прав крымских татар, осуждала войну России против Украины. Также ее часто можно было увидеть на акциях поддержки представителей ЛГБТ. Ее тело нашли во дворе многоэтажного дома, где она и жила. Убийца нанес ей несколько ножевых ранений в спину, душил ее, а затем бросил тело в кустах.

Елену обнаружили утром в воскресенье, 21 июля. Следы преступника привели полицейских к соседнему детскому садику, но на этом все и закончилось. Во дворе также никто ничего не слышал. Многие не верят, что убийцей стал 40-летний башкирец, которому якобы понадобились деньги. Тем более, что Григорьевой поступали угрозы. Как рассказали ее знакомые, женщина даже просила близкую подругу в случае ее смерти позаботиться о кошке и собиралась сделать для нее дубликат ключей от квартиры. Но так и не успела.

“Не случайная жертва”. “Она была хорошая девочка. Я сам нахожусь в трауре после этих событий”, – рассказал ее знакомый Али Хантимиров. Он считает, что Лену избрали жертвой не случайно. “Она маленькая, худенькая, с ней легко справиться. Она одинокая, ее некому защитить. А убили ее, мы думаем, для того, чтобы запугать всех нас, активистов в Питере, которые выходят на пикеты. Чтобы показать, что с нами может быть”, – говорит Хантимиров.

В последнее время Лена перебивалась временной работой. “Потому что все, кто тут протестует, на заметке у полиции. И устроиться на работу таким сложно. Только начнешь работать, как вскоре выгоняют. Так было и у Лены. Знаю, что в последнее время она ухаживала за пожилыми людьми”, – добавил Али. Лене действительно часто угрожали, вероятно, еще и потому, что она защищала права ЛГБТ.

“Как-то после очередной угрозы она обратилась с адвокатом в полицию, но там никаких мер не приняли. Как всегда, пока человека не убьют, они ничего делать не будут”, – возмущается Хантимиров.

На пикеты приезжают казаки и полиция. Зато на одиночные пикеты и протесты активистов правоохранители Питера приходили с завидной регулярностью. По словам Али, не успевали несколько человек появиться на месте сбора, как тут же подъезжали автобусы с полицейскими.

“Еще вокруг казаки иногда ходят. Бывает, набрасываются, душат, из баллончика брызгают. Раз на раз не приходится. Иногда никого не задерживают, а иногда пакуют всех, везут в отдел, оформляют и выписывают штрафы. Но Лена, несмотря на то, что хрупкая была, не боялась, всегда выступала, ругалась с ними. Смелая она была, отчаянная. Ей часто выписывали штрафы”, – вспоминает Али.

“Я недооценивала, когда Лена писала об угрозах в ее адрес и не очень этим проникалась. Хотя стоило бы. Убийство совершено с такой жестокостью, потому что ее очень сильно ненавидели за гражданскую позицию. Других причин для ее убийства нет”, – написала знакомая активистки Екатерина Стримакова.

Ее друзья уверены, что расследование объективным не будет. Потому что убили Елену не просто так. Познакомился с ней в автозаке. Российский политический журналист Георгий Марков, который постоянно пишет о пикетах, митингах, акциях протеста, с Еленой познакомился в автозаке.

“Это тот момент, когда в России избивают и кидают в автозаки даже журналистов. Вот там с Леной мы и познакомились. Я знал ее года два. Лена относится к тем неравнодушным россиянам, которым не все равно, что происходит на границе с Украиной, которые против аннексии Крыма. Их разительно меньше. И за свои взгляды они постоянно получают от местных радикалов или просто от ватных россиян, для которых “Путин – сила, все остальные – могила”, – рассказал Марков.

По словам Георгия, в конце прошлого года Елена совершила два публичных каминг-аута. Она призналась в своей сексуальной ориентации, а также рассказала что больна гепатитом С. “После этого на нее начались сильные нападки со стороны даже бывших так называемых соратников. Ранее она придерживалась националистических идей, но потом поменяла взгляды и отошла к либеральной тусовке. Посыпались угрозы от гомофобов, правых ребят. В России с такими вещами очень сложно и опасно. Ее имя появилось в списке подпольной группы “Пила”. Это такая организация, которая портит жизнь всему ЛГБТ сообществу. А Лена такая, она за словом в карман не полезет, ей палец в рот не клади – она его по локоть откусит”, – вспоминает Георгий Марков.

Сразу после смерти Лены известный российский гомофоб Тимур Булатов написал, мол, так ей и надо. “Он использовал грязные и непристойные слова, сдохла, так ей и надо, нравственный джихад и прочее. Мы уже привыкли к тому, что к нам могут подсылать полицию, что нас могут подкараулить у дома и избить. Но мы не думали, что нас начнут убивать”, – говорит Георгий.

Гелена Деревянко