За последние пять лет российские власти потратили на технику для разгона митингов около $100 млн.
Об этом говорится в докладе правозащитного проекта “Апология протеста”. Такой вид оружия называется “нелетальным”: полиция и Росгвардия могут использовать его против демонстрантов.
Бронеавтомобиль “Патруль” поступил на вооружение Росгвардии около двух лет назад. Он вмещает до 10 человек. Может защитить экипаж от пуль и подрыва двух килограммов тротила. Машину могут использовать в зоне боевых действий, а также для разгона протестов. Для этого ее модернизировали и оснастили специальными световыми и звуковыми системами. Покупка бронемашин обошлась бюджету более чем в 442,7 млн рублей ($6 млн).
В 2017 году Росгвардия закупила автомобили “Шторм” на сумму более чем миллион долларов. Это бронированная машина с водометом на базе КамАЗа. Пушка может стрелять длинными и короткими очередями, напор воды – 12 атмосфер. В комплексе водомета есть еще газ, краска и пена.”
На уличных акциях в России водометы еще не применяли. В некоторых случаях их держат для устрашения недалеко от точек сбора протестующих. Единственный раз водомет использовали во время драки между футбольными фанатами в Ярославле в 2013 году.
Для пресечения массовых беспорядков у Росгвардии также есть машины “Торнадо”, “Урал-4320”, “Лавина-Ураган” и другие.
В России против протестующих чаще всего используют щиты и дубинки. Во время летних акций протеста в Москве от них пострадали десятки человек. На вооружении у правоохранителей также электрошокеры, слезоточивый газ и гранатометы. Так, в 2017-м и 2018 году Росгвардия заключила контракт на покупку ГМ-94 почти на $1 млн.
В использовании “нелетального” оружия есть несколько ограничений, в том числе его нельзя применять против инвалидов и беременных женщин. Однако, Александр Передрук, старший партнер “Апологии протеста”, говорит, что понять, кто конкретно находится в этой толпе людей, часто довольно сложно.
“Поэтому использование таких спецсредств, особенно если они широкого профиля, то есть неточечного воздействия, может привести к различным последствиям, связанным с вредом здоровью и даже жизни человека”, – считает Александр Передрук.
Например, в 2006 году в Дагестане с помощью спецсредств ОМОН подавил законную акцию против коррупции. В результате погибли трое демонстрантов. Отец одного из них выиграл суд против России в ЕСПЧ. По словам Александра Передрука, опасность спецсредств не только во вреде здоровью и жизни митингующих:
“Болотная площадь – это хороший пример того, той ситуации, когда использование средств нелетального воздействия в отношении конкретных лиц повлекло за собой эскалацию конфликта и ответное насилие”, – сказал эксперт.