Первое место Эмманюэля Макрона в первом туре выборов во Франции означает цунами для политической системы Франции и победу европейских ценностей.
Такое мнение выразил Александр Мельник, профессор геополитики в бизнес-школе ICN в Нанси (Франция).
“В первом туре выборов во Франции Эмманюэль Макрон занял первое место с достаточно большим преимуществом. Франция продемонстрировала, что она является страной картезианской, страной идей Декарта, страной разума и рационализма. Несмотря на стремление смахнуть с доски весь этот надоевший политический истеблишмент, французы поставили во главу угла конструктивный разум перед инстинктом отказа от системы любой ценой.
Второе, что эти выборы означают для Франции, – страна имеет все основания стать настоящим лидером Европы, по крайней мере в политическом плане, и лидером западной цивилизации в целом, которая сейчас находится в плачевном состоянии.
И третье, победа Макрона означает победу Украины. Это единственный кандидат, который совершенно очевидно выступает за европейскую архитектуру, европейский Ренессанс, в котором Украина имеет шанс найти свое место достаточно быстро, активно, что является, прежде всего, задачей украинского гражданского общества и дипломатии. Я не знаю, насколько близко эти выборы коснулись украинского общества, но на мой взгляд должен быть энтузиазм на улицах Киева. Франция Макрона защищает фундаментальные ценности западной, европейской цивилизации – свободу и уважение к человеческой личности, которые отстаивали и на Майдане. Динамику эту важно превратить в действие, чтобы она стала реальной политикой.
Я не могу сказать, что победа во втором туре гарантирована Макрону на 100%, так как мы живем в мире, где единственная уверенность состоит в отсутствии уверенности. Но на 80% мне кажется, эта победа достигнута. Хотя стеклянный потолок для Ле Пен и дал трещины, он все таки существует. Нужно сейчас понять, что мы похоронили Пятую республику, созданную в 1958 году. Рассыпались ключевые две партии – Социалистическая партия и Республиканцы, и мы входим в стадию политического цунами, когда произойдет полный пересмотр политического пейзажа Франции, который должен проявиться во время парламентских выборов уже в июне.
Здравый смысл, который привел Макрона к лидерству в первом туре, восторжествует и во втором туре. Хотя вряд ли сложится Республиканский фронт против Марин Ле Пен, как это было в 2002 году, когда президент Жак Ширак противостоял ее отцу. Сейчас происходит атомизация политического пейзажа, но в целом французскими гражданами руководит разум, и думаю, что большинство электората Меланшона и Фийона все-таки проголосует за Макрона во втором туре. Но многое зависит от кампании между двумя турами.
Ле Пен еще может переломить ситуацию в свою сторону – искать компромат на Макрона, ворошить грязное белье, поставить знак равенства между уходящим президентом Олландом и Макроном, вернуться к политической биполярности: сказать, что она отныне является лидером осиротевших французских правых, а Макрон – левый кандидат, то есть попытаться свести все к борьбе правые против левых во втором туре выборов. И, конечно же, она может обратиться за помощью к Путину. Это для нее шанс сказать, что основы мира, в котором Путин и Трамп чувствуют себя хозяевами, рассыпаются.”