Посол России в Анкаре Алексей Ерхов вчера, 23 марта, был вызван в турецкий МИД в связи с обострением ситуации вокруг Идлиба.
Об этом пишет спецкорр издания haggin.az Икрам Нур, сообщают Экономические новости
«Турецкая сторона выразила российскому послу свою обеспокоенность по поводу имевших место инцидентов. Особая озабоченность была высказана в связи с атакой на больницу. В результате удара российской авиации 21 марта по провинции Идлиб на северо-западе Сирии погиб один мирный житель, еще двое получили ранения. Боевые самолеты, которые, по данным вооруженной оппозиции, принадлежали России, также атаковали район Сармада в Идлибе, переход Баб-эль-Хава на сирийско-турецкой границе и район близ трассы M4.
В тот же день силы режима Башара Асада и проиранские группировки нарушили режим прекращения огня в Идлибской зоне деэскалации и обстреляли больницу в районе Эль-Этерип провинции Алеппо, в результате чего погибли 7 мирных жителей, в том числе ребенок», – говорится в заявлении турецкого дипломатического ведомства по этому поводу.
Но есть из кипящего Идлиба новости более тревожащие. Турецкие военно-воздушные силы впервые за 17 месяцев нанесли удары по провинции Ракка, что вызвало крайнее недовольство уже в самой Москве.
Только на прошлой неделе Анкара дважды обращалась к Москве с просьбой повлиять на Дамаск после атак сирийских военных и иранских прокси по районам Сирии, входящим в турецкую зону ответственности. Так, 14 марта в результате ракетно-артиллерийских ударов были уничтожены несколько бензовозов с сирийской нефтью в районе города Джераблус в провинции Алеппо на границе с Турцией.
Обстрелам подверглись также склады с нефтепродуктами в соседних селах. Примерно за неделю до этого СМИ сообщали об ударах по рынку нефтепродуктов в городе Эль-Баб в 38 км к северу от Алеппо и уничтожении около 180 бензовозов и грузовиков.
А в конце прошлой недели выпущенные со стороны сирийских военных ракеты упали уже в турецкой провинции Килис. «Пострадавших нет, никакого ущерба не причинено. Российская Федерация была уведомлена о необходимости прекратить огонь. По точкам, из которых, как было определено, велся обстрел, немедленно был открыт ответный огонь», – прокомментировали ситуацию в Министерстве обороны Турции. А Реджеп Тайип Эрдоган пообещал и дальше отвечать на атаки с «многократной силой».
Аналитики и наблюдатели уже неоднократно предупреждали, что противоречия вокруг Сирии все больше накаляются. К этим заявлениям многие отнеслись с недоверием, мелкие конфликты множились, но списывали на «рабочий процесс деэскалации».
Анкара публично своих претензий к российской стороне ранее не выдвигала. Однако президент Эрдоган в статье, опубликованной в середине марта агентством Bloomberg и посвященной десятилетию конфликта в Сирии, явно апеллировал к Западу и призывал его оказать помощь Анкаре, чтобы положить конец «трагедии в этой стране».
Очевидно, что утерян контроль над действиями отдельных частей сирийской правительственной армии, которая в союзе с иранскими прокси атакует цели, которые согласно российско-турецким договоренностям, как гласным, так и негласным, не должны быть атакованы.
Помимо прочего, Анкара опасается, что подобные удары отпугнут турецких инвесторов от работы в этих районах. Особенно с учётом угрозы того, что их бизнес, товары и транспортные средства могут быть просто разнесены в клочья, как это случилось в Баб-эль-Хава.
Перед Москвой и Анкарой ситуация в Идлибе и приграничных с Турцией сирийских районах формирует новый и сложный вызов, требующий немедленного ответа, пока кипящий в Сирии «котёл с неприятностями» не рванул вновь.