Новости мира

Путин притворяется миротворцем, – Tagesspiegel

В Сирии он ведет войну, в Израиль хочет принести мир: президент России Владимир Путин пригласил в Москву израильтян и палестинцев для участия в саммите по мирному урегулированию ближневосточного конфликта. Сомнительно, чтобы эта затея удалась.

Об этом пишут журналисты Tagesspiegel Йоханнес Бокенхаймер и Кристиан Бёме.

Сирия, беженцы, терроризм, ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация. – Прим. ред.) – весь мир следит за ситуацией на Ближнем Востоке затаив дыхание. Тем временем палестино-израильский конфликт, десятилетиями доминировавший во внешнеполитических программах всех крупных мировых игроков, отошел на задний план. Похоже, о затяжном конфликте подзабыли, но скоро ситуация может измениться, полагают авторы.

Владимир Путин, по всей видимости, серьезно настроен выступить посредником между сторонами конфликта. Две недели назад президент Египта ас-Сиси сказал, что шеф Кремля якобы пригласит Беньямина Нетаньяху и Махмуда Аббаса на переговоры в Москву. Появилась информация о том, что оба политика заявили о своей готовности принять приглашение.

Журналисты комментируют: “Президент России в роли признанного миротворца – для Путина это стало бы ошеломляющим успехом, который несказанно поднял бы его престиж, а для американской дипломатии – тяжелым поражением. Два года назад Вашингтон в лице главы Госдепа Джона Керри интенсивно работал над урегулированием конфликта, но все усилия оказались тщетными. Теперь за дело берется Путин. Что им движет? Как отреагируют Аббас и Нетаньяху? Какие шансы на успех у этого предприятия?”

Тот, кому удастся подтолкнуть израильтян и палестинцев к взаимным компромиссам и хотя бы положить начало процессу примирения двух народов, может рассчитывать на Нобелевскую премию мира, говорится в статье. Однако до сих пор этот трюк никому не удавался, и, несомненно, Путин это осознает. Поэтому неясно, действительно ли он видит реальный шанс на урегулирование конфликта.

По мнению авторов, “российский президент скорее усматривает в своей новой роли шанс выгодно заполнить образовавшийся политический вакуум. Год назад ему это уже удалось, считает сам Путин. В то время как Америка медлила, тем самым сдавая позиции, Путин вошел в Сирию и теперь расставляет там флажки. Посыл был однозначным: почти четверть века спустя Россия возвращается на ближневосточную сцену и с тех пор неприкрыто пытается скинуть США с пьедестала державы, определяющей политику в регионе”.

На Ближнем Востоке сегодня ничего не проходит мимо интересов России – теперь это касается и палестино-израильского конфликта. По мнению Маркуса Кайма, эксперта Фонда науки и политики (Германия), мы имеем дело с масшабной сменой парадигмы. “США мешкают, снижая свою активность, Россия этим пользуется”, – констатирует Кайм. Облегчает задачу Москвы и позиция таких государств, как Саудовская Аравия и Турция: они демонстрируют недовольство политикой США.

Москва тем временем вступает в альянсы и ищет новые контакты: с Ираном, Египтом, Анкарой. Примечательным на этом фоне становится сближение Путина с Нетаньяху. В этом году израильский премьер уже несколько раз встретился с российским президентом.

По мнению эксперта по Ближнему Востоку и экс-посла Германии в Израиле Шимона Штайна, Путин до сих пор лишь прощупывает почву. “Решающим для российского президента становится вопрос о том, стоит ли затея потраченных на нее усилий?” Только когда все станет предельно ясно, российский президент начнет действовать, полагает Штайн.

По словам Штайна, новых сигналов или подвижек в ближневосточном конфликте не наблюдается. Нетаньяху, как и прежде, говорит, что готов к переговорам без предварительных условий. Аббас, со своей стороны, настаивает на прекращении строительства поселений и освобождении палестинских заключенных как на неотъемлемом условии для вступления в переговорный процесс. “Почему Аббас и Нетаньяху должны идти на уступки хозяину Кремля, если два года назад они отказали в этом Керри?” – резонно замечает эксперт.

Несмотря на частые визиты израильского премьера в Москву, эксперты сомневаются в существовании “политического романа” между двумя политиками. “Нетаньяху и Путина не связывают особые симпатии, однако на сегодняшний день они нужны друг другу”, – считает Цви Маген, израильский эксперт по России, в 1998-1999 годах посол Израиля в Москве.

Головной болью для израильского премьер-министра стала прежде всего гражданская война в Сирии, говорится далее. Израильское руководство с ужасом приняло к сведению начало операции российских ВКС в Сирии с целью поддержки Асада в сентябре 2015 года. Вначале глава израильского кабмина пытался отговорить Кремль от полетов российских самолетов вблизи израильско-сирийской границы. Путин был непреклонен. Тем не менее, россияне договорились с израильтянами о введении военной системы оповещения для координации военных действий двух стран.

В перспективе из стратегического партнерства мало что может получиться, считает Маген. “Слишком сильны разногласия между двумя странами”, – говорит он. Так, Нетаньяху никогда не смирится с тем, что Путин вооружает Тегеран. Кроме того, для израильского премьера отношения с Вашингтоном всегда будут приоритетом.

Заигрывания с Россией преследуют еще одну цель, считает Штайн. “Смотрите, мы можем обойтись и без вас”, – таков месседж Нетаньяху в адрес Обамы. Однако подобная стратегия таит в себе и риски: если Нетаньяху объявит Путина главным действующим лицом в ближневосточном конфликте, это станет явной бесцеремонностью в отношении близкого союзника – США. Израиль вряд ли пойдет на это, сказал эксперт.

Миротворческая инициатива Кремля могла бы стать хорошей новостью для лидера Палестинской автономии Аббаса – традиционно Москва и Рамаллах поддерживают тесные контакты. Однако из-за того, что от внимания палестинцев не ускользнуло недавнее сближение между Путиным и Нетаньяху, Аббас заметно нервничает, говорится в статье.

“В конце концов, мы должны думать как палестинцы, а не как Москва или Вашингтон”, – заявил Аббас. По мнению Штайна, Аббасу нужно нечто большее, чем теплые слова, для того чтобы принять российскую инициативу. “Аббас, скорее всего, будет ждать от России гарантий того, что израильское руководство на деле пойдет на уступки”, – отмечает эксперт.

Это станет непростой задачей даже для Путина. Но тот факт, что Аббас, несмотря ни на что, все-таки намерен ехать в Россию, отражает внутриполитическое давление на палестинского лидера. На октябрь запланированы местные выборы на Западном берегу и в Секторе Газа, и на сегодняшний день многое указывает на явную победу ХАМАСа. “Фатху” Махмуда Аббаса сейчас будет очень кстати сообщение об успехе – даже если это будет всего лишь совместное фото с Путиным, пишут авторы.

regional