Путин пытается заменить Минские договоренности новым планом, который западные дипломаты сочли "дорожной картой" создания в Украине нового Приднестровья или Абхазии".
Лидеры Германии и Франции неожиданно заявили, что прилетят в Киев, а потом в Москву, но, по словам экспертов, мирные инициативы Олланда-Меркель вряд ли сработают. СМИ пишут: Цель Путина – “разорвать в клочья посткоммунистический порядок на континенте”.
В четверг лидеры Германии и Франции неожиданно заявили о попытке положить конец конфликту в Украине дипломатическим путем: они пытаются предупредить рассмотрение Белым домом возможности вооружения Киева, пишет The Washington Post.
Ангела Меркель и Франсуа Олланд прилетят в пятницу в Москву для встречи с президентом Путиным и попытаются заключить соглашение, но западные чиновники выражают серьезные сомнения в результативности дипломатических усилий, поскольку Россия упорно утверждает, что она не является участницей конфликта, говорится в статье.
Путин на днях направил своему украинскому коллеге письмо с предложениями, как можно остановить боевые действия, сообщил помощник президента РФ Юрий Ушаков. Западные чиновники, которые были проинформированы о предложениях Путина, говорят, что речь идет о попытке создать новую квазинезависимую пророссийскую территорию наподобие Приднестровья в Молдавии и Абхазии в Грузии, – шаг, который будет неприятен Западу и политически неприемлем для Киева, пишут авторы статьи.
Госсекретарь США Джон Керри в четверг присоединился к европейским усилиям, посетив украинскую столицу. Керри заявил, что Белый дом все еще рассматривает варианты возможных поставок Киеву оборонительных вооружений, сообщают журналисты.
“Любой шаг в сторону вооружения Украины однозначно вызовет реакцию Москвы, а она сотрудничает с Вашингтоном в других вопросах, таких как ядерные переговоры с Ираном и необходимость остановить боевиков “Исламского государства” в Сирии и Ираке”, – пишет американское издание.
“Даже если мы попробуем сделать это тайно, существует риск, что это отразится на других сферах американо-российских отношений”, – считает Эндрю Качинс, директор программы по России и Евразии в Центре стратегических и международных исследований.
В четверг западные лидеры начали предпринимать слаженные дипломатические усилия, чтобы положить конец конфликту, который испортил отношения с Россией, пишет The New York Times. Но надежды на договоренность омрачаются глубокими подозрениями, которые вызывают у Запада цели Москвы на Украине. А арест в Киеве украинского офицера за предполагаемый шпионаж в пользу России пробудил опасения, что в украинскую армию внедрены иностранные агенты противника.
В четверг канцлер Германии и президент Франции встретились с президентом Украины, а сегодня должны встретиться с Путиным, чтобы обсудить новую инициативу Кремля по прекращению боевых действий.
Недоверчивое отношение Запада к целям Москвы в Украине коренится в том, что Кремль играет роль в вооружении и финансировании сепаратистов, а также в руководстве ими во время текущей вспышки боевых действий. “Как и в конце прошлого лета, Кремль теперь вмешивается, чтобы прекратить боевые действия (ранее подогретые им самим), но лишь после того, как его цель достигнута: расширена территория, подконтрольная повстанцам”, – говорится в статье. По данным газеты, с сентября сепаратисты взяли под контроль примерно 200 квадратных миль, а сейчас угрожают городу Дебальцево.
Запад форсировал дипломатические усилия в момент, когда США рассматривают вопрос о поставках оружия на Украину. В среду высшие чиновники, курирующие в администрации Обамы национальную безопасность, обсудили это на совещании, но никаких решений не было принято.
В тот же день глава СБУ Наливайченко объявил, что подполковник Михаил Чорнобай был ядром шпионской сети в Киеве и передавал агенту ДНР военные тайны.
По словам авторов статьи, этот арест укрепил недоверие младшего и среднего командного состава украинской армии к киевскому руководству. “Он также подтвердил распространенное на фронте представление, что западное оружие нельзя вверять командованию армии, так как оно имеет связи с российской армией и ФСБ”, – говорится в статье.
“Согласно оценке некоторых высокопоставленных западных чиновников, Путин пытается заменить Минские договоренности новой договоренностью, в результате которой влияние Кремля на Украину расширится и сепаратисты получат более крупный и более жизнеспособный в экономическом отношении анклав”, – говорится в статье.
“Это не мирный план, – сказал неназванный дипломат. – Это “дорожная карта” создания в Украине нового Приднестровья или Абхазии. Это циничная попытка отвертеться от всех обязательств, взятых на себя в Минске”.
Франсуа Олланд пообещал, что он и Ангела Меркель предложат новую мирную инициативу, которая способна гарантировать “полную территориальную целостность” Украины”, пишет Time, но аналитики считают: переговоры вряд ли что-то дадут.
Устремления Москвы прямо противоречат желаниям Киева и политике Запада, полагает Джеймс Никси (аналитический центр Chatham House, Лондон). Он считает неосуществимым обещание Олланда, так как стороны конфликта понимают слова “полная территориальная целостность Украины” совершенно по-разному.
Администрация Обамы обсуждает идею о поставках оружия Киеву. Политолог Кимберли Мартен (Колумбийский университет) предполагает, что угроза поставок – тактическая уловка, чтобы Путин серьезнее отнесся к переговорам. Другой вопрос, сработает ли эта тактика. “Россия никогда не уступает чьим-то требованиям. Это просто не в стиле России и определенно не в стиле Путина”, – говорит Никси.
Впрочем, Сэм Грин (Королевский колледж, Лондон) считает, что и в Европе, и в Москве есть желание поскорее урегулировать конфликт. “Цена за ведение этой войны нарастает, как политическая, так и экономическая”, – поясняет он, говоря о России. Есть мнение, что для Путина поражение в конфликте стало бы сильнейшим политическим ударом, однако Грин допускает, что Кремль, которому трудно содержать территорию, которая сейчас подконтрольна сепаратистам, надеется на формирование “замороженного конфликта”.
Можно ли добиться поставками американского оружия того, чего нельзя добиться путем переговоров? По мнению Мартен, подобные поставки “подкрепили бы утверждения Путина, что над Россией нависла угроза, и могли бы сплотить россиян вокруг идеи, что направление российских войск на Украину необходимо для защиты суверенитета и безопасности России”.
В четверг президент Путин создал угрозу раскола Запада, утверждает The Times: он предложил мирный план для Украины, который вовлек в процесс урегулирования Францию и Германию, но оставил Великобританию и США “вне круга посвященных”. Журналисты отмечают, что госсекретарь США Джон Керри покинул Киев, так и не встретившись ни с Меркель, ни с Олландом, которые прилетели туда для встречи с Порошенко.
Меркель и Олланд “поспешили в Киев, чтобы попытаться убедить президента Порошенко подписаться под условиями плана, среди которых – незамедлительное прекращение огня и возможное размещение сил ООН”, говорится в статье.
По данным газеты, предложено “замораживание конфликта по нынешней линии фронта”. Это означало бы, что сепаратисты получат более обширную территорию, чем по Минским договоренностям. Меркель и Олланд ухватились за предложение Путина, так как есть опасения, что сепаратисты извлекут выгоду из своих недавних завоеваний, а украинская экономика находится на грани краха.
Олланд и Меркель везут в Москву измененный вариант 9-страничного мирного плана, который прислал им Путин, сообщили дипломаты. По словам Олланда, они вместе подготовили “текст, который может быть приемлемым для всех”. Газета комментирует: “Бросается в глаза, что Олланд не упомянул о каких-либо консультациях с США”. Олланд также поддержал одно из ключевых требований Путина, заявив, что “Франция не одобряет вступления Украины в НАТО”.
Европа думает, что проблема – в Украине, а на деле проблема – в России, точнее во Владимире Путине, полагает обозреватель The Financial Times Филип Стивенс. Цель Путина – “разорвать в клочья посткоммунистический порядок на континенте”, утверждает автор.
Многие европейцы говорят: “Да, требования Путина иногда провокационны и, как случилось в Грузии и на Украине, могут перерастать в открытую агрессию, однако Западу следует учитывать обстоятельства. Возможно, НАТО действительно нарушило обещания насчет приема бывших сателлитов СССР? Не извратило ли оно правила, когда бомбило Сербию? А об иракской войне вообще все уже сказано”.
Но, возражает Стивенс, “для Кремля самая сильная провокация – это задабривание”.
Москва освоила искусство гибридной войны, в том числе “информационного и психологического давления”, цитирует автор бывшего начальника Генштаба ВС РФ Юрия Балуевского. “Если перефразировать слова генерала, то Путин будет разделять и ослаблять своих врагов, прежде чем применит силу, – говорится в статье. – Будет практиковаться пропаганда под видом новостей, финансирование популистских партий в Западной Европе, подкуп политиков и бизнес-лидеров, приобретение долей в банках, кампания дестабилизации прозападных правительств. “испытания на прочность” обороны НАТО, кибератаки и похищения в странах Балтии и вылазки ядерных бомбардировщиков”.
И все равно в Западной Европе очень многие не хотят рассматривать украинский кризис в контексте более широких целей Путина, сетует автор.
Между тем падение цен на нефть и санкции сделали Путина еще опаснее: теперь его поддержка у населения будет базироваться на способности мобилизовать националистический гнев против гипотетической попытки НАТО и ЕС подчинить себе “матушку-Россию”, заключает журналист.