Новости мира

В Нью-Йорке опять залили краской надпись Black Lives Matter – полиция арестовала белого американца

В Нью-Йорке надпись Black Lives Matter, сделанную в честь погибших афроамериканцев облили белой краской.

Видео инцидента и задержания белого американца, который по всей видимости не согласен с антирасистским движением BLM (black lives matters – “жизнь чёрных имеет значение”) и его методами, выложил на своей странице в Facebook журналист Рустем Адагамов.

Стоит отметить, что это уже не первый случай с этой надписью. Недавно буквы пытались закрасить красной краской, и даже черной – причем две афроамериканки.

“Хорошая попытка. BlackLivesMatter — это больше, чем слова, и это не может быть отменено”, — прокомментировал инцидент в Twitter мэр Нью-Йорка Билл де Блазио. Он добавил, что департамент транспорта уже восстановил надпись.

Напомним, в США уже несколько месяцев не утихают протесты, вызванные убийством полицейским афроамериканца Джорджа Флойда, которые переросли в погромы, мародерства, поджоги полицейских участков и неповиновение полиции во многих штатах.

Видео, как Шовин душил Флойда, разлетелось по всему миру. Полицейский семь минут нажимает коленом Флойду на шею. И не обращает внимания на то, как тот из последних сил стонет: “Я не могу дышать”. Ещё трое полицейских из наряда безразлично наблюдали за экзекуцией. Позже фраза “Я не могу дышать” – ‘I can’t breathe’ – стала общепринятым лозунгом протестующих.

С момента убийства Флойда в США набирают силу протесты против расизма и полицейской жестокости, которые проводят манифестанты BLM (black lives matter – “жизнь чёрных имеет значение”, название антирасистского движения). Однако протесты часто перерастают в погромы, которые сопровождаются поджогами, грабежами и уничтожением памятников и имущества. В первую очередь жгут полицейские машины, но этим дело не ограничивается.

В частности,в штате Иллинойс одного мужчину обвинили в том, что он раздавал протестующим взрывчатку и призывал кидать её в полицейских. Он сам транслировал это в прямом эфире в своем аккаунте в фейсбуке. При обыске полиция действительно нашла в его машине несколько взрывных устройств.

В Филадельфии во время столкновений с протестующими пострадали как минимум 13 полицейских, также недовольные сожгли по меньшей мере четыре полицейских автомобиля. Из-за массовых беспорядков и погромов в городе перестала работать благотворительная акция по снабжению продуктами малоимущих семей во время пандемии. В результате примерно 16 тысяч семей остались без еды.

В орегонском Портленде вечером 29 мая протестующие ворвались в штаб полиции и устроили в нём поджог. Также полиция сообщила, что во время беспорядков в городе кто-то открыл стрельбу, но деталей этого происшествия нет. Чиновники призывали губернатора Орегона Кейт Браун мобилизовать Национальную гвардию для борьбы с беспорядками, но она отказалась. По её словам, Трамп только и ждёт, чтобы вывести солдат на улицы и подавить протесты, а она хочет дать людям возможность открыто выразить своё мнение по поводу полицейского беспредела.

В городе Индианаполис в штате Индиана во время беспорядков погибли три человека. По сообщениям СМИ, ночью кто-то открыл стрельбу на улице, пять человек получили ранения, трое из них скончались. Полиция в инциденте не участвовала.

В Детройте в штате Мичиган был застрелен мужчина. Согласно полицейскому пресс-релизу, стрельбу открыл неизвестный человек из окон автомобиля. Полицейские не знают, было ли убийство связано с протестами, но оно произошло как раз в том месте, где на тот момент бушевали беспорядки.

Ещё одно убийство произошло в штате Кентукки, в городе Луисвилле. Кто-то открыл огонь по полицейским и нацгвардейцам из толпы протестующих, и тогда солдаты начали стрелять в ответ. В результате они убили одного человека, причём они не уверены, что это именно тот, кто начал стрельбу.

Улицы в США патрулируют 69 тысяч солдат Национальной гвардии – говорят, это самое большое количество за всю историю беспорядков и стихийных бедствий в США.

В чём причина того, что сейчас творится в США?

Почему гибель одного задержанного мужчины вылилась в волну протестов, беспорядков, погромов, поджогов и убийств? Тут в одной точке сошёлся целый ряд факторов. Это эпидемия, карантин, усталость, плохие новости, растущая безработица, неэффективность принимаемых правительством мер. А тут еще и убийство чернокожего подозреваемого, которое явно напомнило людям о существующем бесправии. И в этот момент у всех лопнуло терпение.

Революции всегда начинается неожиданно.

Первый фактор – текущее состояние экономики. В США огромное неравенство доходов, самое большое из всех стран G7. И это неравенство между бедными и богатыми постоянно растёт. К 2016 году доходы 5% самых богатых американцев были в 248 раз выше, чем средний доход по стране. При этом если в 1968 году на их долю приходилось 16% доходов в США, то к 2018 году – уже 23%.

Плюс после начала эпидемии выяснилось, что люди со средним и высоким достатком могут более-менее спокойно пересидеть этот кризис благодаря своим накоплениям. А у бедных просто не осталось средств к существованию, для них эта эпидемия – вопрос выживания. За пару месяцев число безработных в США увеличилось на 40 млн человек.

Ещё один фактор – это антиэлитистские настроения. Бунт против истеблишмента, сидящего наверху, зрел уже давно. Сам выбор Трампа это подтвердил: людям хотелось человека не из истеблишмента. Им хотелось, чтобы президент говорил и вёл себя так же, “как народ”. Им надоели все эти бесконечные сенаторы, которые всю жизнь просиживают на своих должностях и ждут, когда настанет их очередь баллотироваться в президенты. Выбор между Демократической и Республиканской партией – это выбор между “Кока-колой” и “Пепси”, а людям давно хотелось перемен. Поэтому сначала они выбрали Трампа, но теперь уже и этого мало. Хочется настоящих перемен.

Ну и главное, конечно, в том, что расизм в Америке существует.

Ноги американского расизма растут, конечно же, из рабства, которое было отменено в 1862 году, на год позже, чем крепостное право в Российской Империи. Правда, южные штаты с этим не согласились и последовала Гражданская война в США, которая завершилась только в 1865 году, когда рабство было отменено уже фактически.

Рабы, отпущенные на свободу в США, часто не имели вообще ничего и были плохо социализованы. Это не значит, что социальных лифтов для чёрных не существовало вовсе. Всё-таки Америка – страна возможностей. Однако для значительного большинства чернокожих получить образование и выбиться в люди было невозможно. И если раньше существовали законодательные запреты, то сегодня существуют так называемые “стеклянные” потолки. Можно вспомнить про все эти эксперименты, когда резюме с “белыми” именами получались отклики намного чаще, чем с “чёрными”.

С тех пор чернокожее население США условно делится на два типа. С одной стороны – вполне успешные американцы, которые от белого среднего класса отличаются только цветом кожи. С другой – люмпенизированные потомки рабов, живущие в нищих кварталах, которые сейчас принято называть “гетто”. Однако и те, и другие долгое время одинаково страдали от институционального расизма – сегрегации, которая официально существовала до 70-х годов XX века. То есть сейчас ещё живы многие её свидетели.

Сегрегация принимала самые дикие формы: во многих штатах чёрным нельзя было ходить в кафе и рестораны для белых, нельзя было учиться в школах для белых, нельзя было пользоваться одним транспортом, нельзя было даже пить воду из одного крана с белыми.

В 1963 году Мартин Лютер Кинг организовал Марш на Вашингтон, в котором участвовало 250 тысяч человек. Со ступеней мемориала Линкольну, освободившему рабов, Кинг сказал, что у него есть мечта”: “Я мечтаю, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом”; “Я мечтаю, что придёт день, когда мои четыре ребёнка будут жить в стране, где они будут судимы не по цвету их кожи, а в соответствии с их личностными качествами”.

А ещё через пять лет, в 1968-м, его застрелил снайпер.

Однако сейчас не 1960-е годы. Для того, чтобы бороться с дискриминацией чёрнокожего населения, нет необходимости устраивать марши на Вашингтон. Чтобы наказать виновных в убийстве Джорджа Флойда полицейских, не нужно жечь машины по всей стране.

Поменять ситуацию в полиции, преодолеть проблемы многочисленных гетто куда сложнее. Америка – всё ещё одна из самых демократических стран на планете. В том числе благодаря праву на протест. Но Америка – это не диктатура третьего мира, где протест – это единственный способ воздействия на власти. В США достаточно политических возможностей, чтобы менять жизнь к лучшему.

Есть суды, гордящиеся своей независимостью. Есть возможность проводить законодательные инициативы. Но работать над реальным решением проблем трудно. А ярости против расистов, усталости от коронавируса и ущербного чувства вины скопилось много. Протесты нужны и важны, они укрепляют демократию. Но когда они перерастают в открытое насилие, они могут разрушить сами общественные институты и саму суть демократии.

По материалам

Оксана Ельченко