Убийство Оливера Ивановича может иметь трагические последствия не только для Косово и Балкан, но и для всего мира.
Убийство лидера косовских сербов Оливера Ивановича осталась незамеченным украинскими СМИ. Хотя, в принципе, все, что далеко от Украины и якобы нас не касается, остается без внимания отечественных журналистов-международников. Но смерть далекого и малоизвестного нам политика из бывшей сербской провинции может напрямую повлиять как на внешнюю, так и на внутреннюю политику Украины. Почему? Поясню.
Громкое убийство
Убийство лидера партии косовских сербов “Свобода и демократия” Оливера Ивановича состоялось утром 16 января, когда тот заходил в свой офис в Косовской Митровице. Киллер не оставил политику ни единого шанса: медики насчитали в его теле шесть пуль.
Преступники совершили выстрелы из “Опеля” и скрылись с места убийства. Позже полиция нашла это авто сгоревшим дотла. Косовская полиция объявила вознаграждение в 10 000 евро за любую информацию об организаторах или исполнителях убийства. Силы KFOR – миротворческой миссии, которой руководит НАТО и в которой участвуют украинцы, и европейская полицейская миссия EULEX усилили присутствие на севере Косово.
Это было не первое покушение на жизнь Ивановича. В июне 2017 неизвестные подожгли его автомобиль. Тогда политик не пострадал. Это Покушение Иванович связывал со своей политической деятельностью.
Его смерть всколыхнула все медиа-пространство Балкан. Пошла лавина заявлений политиков. Президент частично признанной Республики Косово (невизнанной в том числе и Украиной) Хашим Тачи осудил действия преступников. Президент Сербии Вучич созвал срочное заседание Совета безопасности страны, где окрестил гибель Ивановича террористическим актом.
Из-за этого убийства Белград приостановил очередной этап сербско-косовского диалога, активная фаза которого началась два года назад, а осенью 2017 года набрала довольно мощные обороты. Впервые за 20 лет политики Сербии и Косово при посредничестве ЕС и США жали друг другу руки и даже объявляли о намерениях в конце концов урегулировать замороженный конфликт между сербами и косовскими албанцами, который вспыхнул в 1999 году.
Оппозиционный сербский политик Саша Янкович убежден: причины убийства следует искать в провальной политике Вучича. В свою очередь, косовский политолог Кренар Гаши видит в убийстве Ивановича вполне логическое следствие ошибочной политики Запада в отношении Косово. Однако большую часть вины в этом политолог все же возлагает на косовских и сербских политиков, которые за 20 лет так и не смогли начать настоящий диалог между двумя этническими группами, которые делят одну территорию.
Кто такой Оливер Иванович?
Сербский политик Оливер Иванович пользовался большим авторитетом среди сербов на севере Косово. Он был одним из наиболее вероятных претендентов на должность городского головы Косовской Митровицы при выборе в 2013 году. Каждый раз во время беспорядков в Митровице Иванович лично присутствовал в точках напряжения. Он всегда пытался охладить горячие головы и призывал к мирному урегулированию конфликтов.
Фактически, Иванович был единственным политиком, с которым в Митровице могли общаться с албанской стороны. Большинство репортажей из Косово не обходились без комментариев Ивановича. Он всегда охотно общался с журналистами. Тем не менее, косовские албанцы обвиняли Ивановича в военных преступлениях в 1999-2000 годах – тогда он возглавлял так называемую “Стражу моста”. Вместе со своими соратниками он контролировал мост, соединяющий северную и южную – сербскую и албанскую – части Косовской Митровицы.
Кому это выгодно?
Дритон Джубе имеет основания для таких утверждений. Именно против сближения Сербии и Косово всегда выступал Кремль, много лет спустя Белград пытается удержать свое влияние на Балканах. Между тем и Сербия, и Косово декларируют свое желание войти в ЕС и НАТО. В Брюсселе же им четко дали понять: двери Евросоюза для них откроются только в случае полного урегулирования конфликта.
Американский журналист Тим Джуда, который давно освещает конфликты на Балканах, считает, что следы убийства Ивановича надо искать не на юге, в столице Косово Приштине, а на севере – в Белграде. В своей заметке в “Твиттере” журналист предполагает, что убийство политика могли осуществить спецслужбы Сербии, которым это якобы выгодно.
Однако, по мнению корреспондента “Радио Свобода” на Балканах Юлии Петровской, еще рано говорить о возможных заказчиках убийства. Следствие только начато. Но, отмечает Петровская, заказчики безусловно имели целью дестабилизировать ситуацию во всем Косово.
Шаткий мир
В декабре 2017 года я был в Косово и имел возможность встречаться с Оливером Ивановичем в городе Митровица, но по неизвестным мне причинам интервью было отменено – представители Ивановича просто перестали брать трубку.
Однако некоторое время я там все же провел и заметил по крайней мере намек на конструктив в отношениях между сербами и албанцами. Из местных теленовостей исчезла межнациональная вражда, участились сбалансированные сюжеты политических новостей. Все чаще в Приштине можно увидеть автомобили с сербскими номерами.
Массово появляются первые ростки гражданского общества. При поддержке ЕС и США местные общественные организации все чаще берутся за реализацию межнациональных проектов. Однажды я даже увидел албанцев и сербов, работавших бок о бок в одном из кафе в районе Зубин Поток, что на севере Косово. Еще каких-то пять лет назад увидеть такое было почти нереально – тогда я также приезжал в Косово в командировку. Говорят, что не так и редко встречаются и смешанные свадьбы.
На фоне этих событий я упорно гоню от себя мысли о том, что убийство Оливера Ивановича может повлечь серьезные последствия на Балканах, чем просто заявления радикалов. Новая война между сербами и албанцами точно никому не нужна в Косово. Вооруженный конфликт в самом сердце Европы, сотни тысяч новых беженцев? Такой сценарий также не нужен уставшим от Сирии с Украиной Европе и США, которые взяли на себя обязательства урегулировать межэтническую вражду в Косово.
Поэтому многие балканские журналисты и аналитики сходятся во мнении, что наиболее вероятной версией этого убийства является именно российский след. Кремль всегда довольно нервно реагировал на сближение Сербии с Европейским Союзом, а попытки Косово получить признание в ООН Москва заблокировала еще с самого начала. Интеграция Косово и Сербии в НАТО все сильнее вызывает вполне реальную истерику у российского МИД. Вероятно, что Москва одним выстрелом убивает двух зайцев – мирный процесс между Косово и Сербией заблокирован, а интеграция двух стран в евро- и евроатлантические структуры отодвигается на неопределенный срок.