Как поется в гимне, "Украина еще не умерла", но ее лицо сегодня - это окровавленное лицо оппозиционного активиста Дмитрия Булатова. Однако сравнения с Боснией по-прежнему неуместны - происходящее скорее напоминает политический Чернобыль.
Об этом пишет обозреватель The Guardian Тимоти Гартон Эш.
“Когда-то у молодых консерваторов вроде Дэвида Кэмерона была идея широкой свободной Европы. Вдохновленные “бархатными революциями” 1989 года и примером Маргарет Тэтчер, они не выносили централизованную, федеративную и социалистическую “малую Европу” Брюсселя, но превозносили дальние горизонты свободы. И где сегодня заявления британского премьера по Украине?” – сокрушается автор.
“Сейчас, разумеется, сложно представить, как мы можем изменить ситуацию в краткосрочной перспективе”, – признает обозреватель. Прежде всего, из-за того, что, в отличие от “оранжевой революции” 2004 года, сегодняшние события “бархатными” не назовешь.
“Бархатным революциям” свойственно отсутствие насилия, и они остаются ненасильственными даже перед лицом жестокости государства, а дело заканчивается политическими переговорами. “Сегодня же, главным образом из-за глупости команды Януковича и жестокости громил из “Беркута”, но также из-за того, что в разных регионах разрозненной страны действуют разные оппозиционные силы, бархат запылал”, – говорится в статье. На баррикады поднялись крайне неприглядные ультраправые группы. Их роль в протестном движении – вопрос спорный. Однако призывать Европу к бездействию на том основании, что фашисты и “казаки-антисемиты” якобы подминают под себя протест, еще глупее, чем притворяться, что в Киеве все так же светло и безмятежно, как на Вацлавской площади в 1989 году, считает Эш.
Мнения по поводу дальнейших действий европейского сообщества разделились: Польша и лидеры украинской оппозиции выступают за “большой пряник” (предоставление экономической помощи), другие предлагают ввести санкции против Януковича и ряда олигархов.
По мнению автора статьи, кардинально повлиять на ситуацию эти меры не способны. “Если британский премьер все же захочет вернуться к идеализму своей юности, занимаясь при этом, как положено на его нынешнем посту, реальной политикой, я бы посоветовал ему провести частную беседу с главными украинскими игроками – олигархами, людьми вроде Виктора Пинчука, Дмитрия Фирташа (щедрый меценат Кембриджского университета) и Ахметова, – предлагает свой вариант Эш. – Мы знаем, где они живут, – в Лондоне, помимо прочих мест. Так что для беседы с глазу на глаз у камина премьер-министру далеко ехать не придется – всего-то от Даунинг-Стрит до жилого комплекса One Hyde Park”.