Чеченец Заур Дадаев наказал либерала, защищавшего право рисовать карикатуры на пророка Мухаммеда: чеченцы бывают вспыльчивы, знаете ли, - таково "легкоусвояемое" обоснование преступления властями. Но Немцов, бывший зампред правительства России, был бельмом на глазу Путина, а не очевидной мишенью исламистов, пишут СМИ. И какова роль Рамзана Кадырова - "вольного стрелка с неограниченными возможностями"?
Вину за смерть Немцова возложили на традиционных подозреваемых – чеченцев, пишет The Globe and Mail в редакционной статье. Однако “Немцов, бывший зампред правительства России, который был бельмом на глазу президента Владимира Путина, не являлся очевидной мишенью чеченских или других мусульманских боевиков”.
Дела Бориса Немцова и Анны Политковской (“журналистки, которая в своих расследованиях разоблачала коррупцию в путинской России и в кадыровской Чечне”) позволяют предположить, что российские власти используют следующую тактику: “когда есть сомнения, обвиняй каких-нибудь чеченцев”, – говорится в статье.
Кремлевская версия убийства Бориса Немцова уже сформировалась, полагает обозреватель Bloomberg View Леонид Бершидский. Главный подозреваемый – чеченец Заур Дадаев, который решил наказать Немцова за защиту карикатур на пророка Мухаммеда, опубликованных в Charlie Hebdo. Но Немцов не был антиисламским радикалом, пишет автор.
“Дадаев до недавнего времени верно служил Кадырову. Значит, возможно, следует винить последнего: Кадыров действительно выражал мнение, что карикатуристы из Charlie Hebdo обрекли себя на уничтожение тем, что насмехались над пророком. И все же он как крупный получатель субсидий из Москвы вряд ли рискнул бы заказать убийство политика в нескольких сотнях ярдов от Кремля – разве что знал, что не должен страшиться наказания”, – рассуждает Бершидский, упоминая также, что президент Путин наградил Кадырова орденом.
“По-видимому, пока Кадыров руководит Чечней, у российского лидера будет неиссякаемый запас верных головорезов, которые подходят для ведения войн там, где Россия официально вообще не воюет, будь то в российской столице или на Восточной Украине”, – говорится в статье.
“Убийство путинского оппонента подчиненным Кадырова, вероятно, сблизило монарха и вассала. Как-никак, враги Путина – это и враги Кадырова. Их сторонники скажут, что это лишь совпадение. Чеченцы бывают вспыльчивы, знаете ли”, – пишет автор.
Лидер Чечни Рамзан Кадыров связал убийство критика Кремля с французскими карикатурами, в которых высмеивался пророк Мухаммед, сообщает читателям The New York Times журналист Нейл Макфаркьюхар. В понедельник соратники жертвы назвали эти высказывания вздором.
“Хотя Немцов защищал публикацию карикатур, его друзья отвергли этот мотив убийства. Они убеждены, что именно жесткая критика в адрес российского правительства в итоге сделала Немцова мишенью для убийц. Немцов также критиковал Кадырова, в последний раз – за устройство парада его личного военизированного формирования в Чечне и клятвы, что его люди могут оказать любую услугу во имя России”, – говорится в статье.
Многие оппозиционеры заявили, что возложить ответственность на воинственный ислам – удобный способ создать впечатление, что преступление быстро раскрыто, и отвлечь внимание от Кремля.
“Я не верю ни секунды в такое серьезное нарушение субординации в жестко централизованной чеченской системе”, – написал в блоге политик Владимир Милов.
Некоторые националисты-консерваторы, изображавшие Немцова как опасного либерала, тоже отвергли версию о радикальных исламистах. Дмитрий Ольшанский предположил в “Фейсбуке”, что “правительство состряпало это объяснение, так как оно легкоусвояемо для международной аудитории”.
Для россиян главный вопрос в том, кто был заказчиком убийства. “Оппозиционеры обвиняют правительство в соучастии. Кремль отверг обвинения и первоначально возложил вину на “провокаторов”, намеренных очернить правительство. Позднее президент Путин сказал, что убийство было совершено по политическим мотивам”, – говорится в статье.
Арест пяти человек с Северного Кавказа в связи с убийством Бориса Немцова соответствует избитому приему: не впервые люди из этого региона обвиняются в громких преступлениях, пишет корреспондент The Times Бен Хойл. “Однако вмешательство Рамзана Кадырова и его тон, заметно отличающийся от путинского осуждения убийства, подбрасывает некоторые интригующие версии”, – замечает он.
Хойл рассуждает о том, что это может свидетельствовать о вероятной причастности Кремля к убийству Немцова через Кадырова или о возможном ослаблении власти Путина, позволившем Кадырову действовать самостоятельно.
“Кадыров позиционирует себя как политический лидер российского ислама”, – говорится в статье. Дмитрий Тренин, директор Московского центра Карнеги, заявил еще до этого убийства, что Кадыров является “вольным стрелком Путина” с “правом говорить и делать то, что не позволено никому другому”, причем “без согласования с кем бы то ни было заранее”.
“Возможно, мы вскоре узнаем, как далеко простирается его влияние”, – заключает журналист.