Новости мира

«Глобальная прачечная» для РФ: Стало известно о мировом «заговоре» с целью отмывания денег путинского режима

Анонимные владельцы британских компаний сыграли важную роль в операции "Глобальная прачечная", посредством которой миллиарды незаконно нажитых долларов были вывезены из России для дальнейшей их легализации за рубежом, пишет The Guardian в своем эксклюзивном расследовании.

Согласно представленному материалу, крупнейшие банки Соединенного Королевства обработали транзакции на сумму около $740 млн. российских преступников, связанных с правительством РФ и являющихся частью обширного процесса по отмыванию грязных денег из России.

HSBC, Королевский банк Шотландии, Lloyds, Barclays и Coutts, входящие в число 17 крупнейших британских банков, не отказались от проведения подозрительных финансовых переводов, несмотря на осведомленность по поводу международной схемы вывода российских денег сомнительного происхождения.

Документы, оказавшиеся в распоряжении The Guardian, показывают, что в период с 2010 по 2014 годы из России было выведено по меньшей мере $20 млрд., в то время как реальная цифра может доходить до $80 млрд. Такие данные озвучили представители следствия. Детективы уверены, что перемещавшиеся из России деньги “очевидно, были либо украдены, либо связаны с криминалом”.

Полиция до сих пор пытается установить имена богатых и политически влиятельных россиян, стоявших за операцией по масштабному вывозу капитала. Предполагается, что число фигурантов составляет около 500 человек, включая олигархов, московских банкиров, а также прямых либо косвенных агентов ФСБ. Среди подозреваемых — двоюродный брат президента РФ Игорь Путин, работавший в одном из московских банков в период, когда тот проводил упомянутые выше мошеннические операции.

Важно, однако, то, что неоценимую “помощь” в их осуществлении оказали зарегистрированные в Туманном Альбионе компании. Истинные владельцы большинства фирм, использованных в данной схеме, остаются в секрете: их анонимный статус охраняет оффшорное законодательство.

Отмечается, что банковская документация была передана The Guardian коллегами из “Новой газеты” и Проекта по расследованию коррупции и организованной преступности (Organized Crime and Corruption Reporting Project — OCCRP), который ранее прославился благодаря расследованию “панамского кейса”. Полученные банковские отчеты содержат информацию о примерно 70 тыс. банковских операций, в том числе 1,92 тыс., которые были проведены через банки Соединенного Королевства, а также 373, которые прошли через американские финансовые учреждения. Эти данные учитываются как часть тех доказательств, что были собраны в рамках проводимого в последние три года расследования, главную роль в котором играют полицейские из Латвии и Молдовы.

Сообщается, что следствию удалось раскрыть грандиозный заговор, в котором крутились миллиарды долларов из РФ, переводившихся через банки Латвии и Молдовы. Полицейские вышли на огромную криминальную сеть. В нее были вовлечены физические лица и организации в 96 странах мира, большинство из которых были зарегистрированы в лондонском регистраторе Companies House. Правоохранители начали вести пристальное наблюдение за 21 компанией из списка участников незаконной схемы, однако к настоящему моменту большая их часть этих фирм распущена.

Согласно записям, британские и иностранные банки с офисами в Лондоне обработали сделки на сумму $738.1 млн., которые, по-видимому, имели криминальное московское происхождение. Банки в свое оправдание ссылаются на то, что просто не имеют возможности уследить за огромными миллиардными потоками, хотя, по их утверждению, они имеют сложные методики проверок подобных транзакций на предмет финансовых преступлений. По выражению одного из собеседников газеты, в таких случаях битва с преступниками для финучреждения начинает походить на компьютерную игру под названием “Убить моль”, где игроку предстоит шлепать виртуальным молотом по случайно появляющимся в разных частях монитора насекомым.

В банке HSBC отмытыми оказались средства на сумму $ 545.3: он стал “лидером” среди британских учреждений, замешанных в расследуемой схеме по выводу преступных денег путинского режима. “Второе место” в списке отмывателей досталось Королевскому банку Шотландии (Royal Bank of Scotland — RBS), на 71% принадлежащему правительству Ее Величества: через него прошло до $113.1 нелегальных миллионов. “Почетное третье” — за банком Coutts, используемым Королевской семьей и находящимся во владении все того же RBS: он помог московским воротилам вывезти с родины $32.8 млн., прошедших через офисы данного банка в швейцарском Цюрихе. В минувшем месяце Coutts был оштрафован регуляторами как раз-таки за отмывание денег, хотя тогда речь шла о преступлении, не связанном с Россией.

В числе других известных банков, которые пришли на выручку российскому криминалу, оказались в том числе Barclays, Lloyds и NatWest. Последний провел сомнительные транзакции на сумму $1.1 млн.. Что касается США, то там крупные банки обработали более $ 63.7 млн. из РФ. В схеме приняли участие Ситибанк ($37 млн.) и Банк Америки ($14 млн).

The Guardian связалась со всеми этими банками. Ни один из них не оспаривал подлинность данных, однако все они настаивали на том, что проводят жесткую политику в борьбе с отмыванием денег. Ответ RBS выглядел весьма типичным: “Мы привержены борьбе с финансовой преступностью и отмыванием денег, ведущейся в соответствии с нашими правилами. У нас есть механизмы контроля и гарантии в целях выявления, оценки, мониторинга и снижения этих рисков”. В HSBC заявили, что “этот случай подчеркивает необходимость более интенсивного обмена информацией между государственным и частным секторами, каждый из которых имеет важную информацию”.

Тем не менее, вопросы The Guardian поставили администрации банков в неловкое положение, ведь, согласно требованию британского Управления по финансовому регулированию (Financial Conduct Authority), банки обязаны “учитывать риск отмывания денег клиентов с учетом странового риска, репутации клиента и источников их богатства и активов”.

The Guardian установила, что во многих случаях деньги исчезли под покровом оффшорных компаний, чьи “бенефициарные владельцы” остаются неизвестными, равно как и источники происхождения их богатств. OCCRP обнаружил, что официальные собственники многих фирм оказались фиктивными либо “номинальными” директорами, проживающими в Украине.

Газета показала документы международному финансовому следователю Бурке Филесу. Рассмотрев детали транзакций, он заявил, что перед нами — пример того небрежного бессистемного подхода, которым страдают многие западные банки при проверке подобных денежных переводов.

“Как правило, отдел контроля и расследования воспринимается в качестве «нежеланного» ребенка. Руководители банка видят в нем объект неокупаемых вложений. Специалистам по контролю за операциями недоплачивают, поэтому они оказываются либо недостаточно квалифицированными, либо вообще не имеют эффективной подготовки против матерых преступников, — объяснил эксперт. — Большинство сделок, которые я здесь наблюдаю, потребовало бы (от банковских сотрудников — Newsader) гораздо большей осмотрительности. Речь идет не только об конкретных сделках. Такова общая картина”.

Полиция стран Восточной Европы сейчас сосредоточила внимание на ряде британских подставных компаний, среди которых оказалась и Seabon Limited, находившаяся в ведении управляющей компании, что располагалась буквально в двух шагах от лондонской мэрии. В 2013 году Seabon представила в Регистрационную палату отчетность, согласно которой ее доход составлял всего £ 1, а в феврале 2016 года она была ликвидирована. В то же время записи показали, что Seabon принимала участие в сделках на сумму $9 млрд. Еще одна фирма — ТОО Ronida Invest, зарегистрированная по улице Ньюхолл-стрит в Бирмингеме — повела транзакций на сумму $6,4 млрд. Обе фирмы были созданы для целей мошенничества, уверены восточноевропейские прокуроры.

Хотя во многих таких ситуациях клиенты остаются неизвестными, в них очевидны признаки, указывающие на типичное поведение российских мошенников: фигурируют сделки с покупками алмазов в ювелирном магазине на Бонд-стрит, мехов от брокеров на севере Лондона, а также люстр из бутика “Челси”. Аналогичная схема была использована и в случае, когда один богач из России вносил оплату за проживание своего сына, устроенного в престижную школу “Милфилд”, которая располагается в английском графстве Сомерсет.

Среди других уловок, используемых россиянами — ложная информация, указываемая в примечаниях к банковским переводам, когда, например, в банковском платеже на сумму в полмиллиона долларов говорилось о “ноутбуках”, в то время как реально деньги пошли на покупку мехов.

Схема, обеспечившая вывод средств из РФ на Запад, была разгадана еще в 2014 году. Впервые о ней рассказал OCCRP, представители которого окрестили ее “Русская отмывочная” (Russian Laundromat), а также подробно описала “Новая газета”, отрывок из материала которой приведен ниже.

“Две зарубежные компании (как правило, из Великобритании) якобы заключали договор займа на сотни миллионов долларов. При этом эти компании не имели никаких активов и, судя по документам, не вели никакой реальной деятельности. Поручителями по этим фиктивным договорам выступали российские фирмы и жители Молдовы, как правило, из далеких сел. Для чего нужны были молдавские бедняки? Все просто — они позволяли мошенникам использовать юрисдикцию Молдовы.

Когда приходило время платить по фиктивным, существующим только на бумаге долгам, британская компания обращалась в молдавский суд с иском к своему должнику, российским однодневкам и гражданину Молдовы. Ответчики полностью признавали исковые требования на 500–800 млн долларов.

Молдавские судьи выносили судебные приказы о взыскании задолженности. Эти приказы передавались судебным приставам. Приставы открывали счета в банке из Кишинева — Moldindconbank. В этом же банке были открыты корсчета российских банков, участвовавших в выводе денежных средств.

На основании судебных приказов российские фирмы («поручители по займам») переводили миллиарды рублей в Moldindconbank на счета приставов. На счетах приставов деньги долго не задерживались: в тот же день или на следующий они конвертировались в иностранные валюты и зачислялись на счета зарубежных компаний в латвийском Trasta Komercbanka.

Всего в этой схеме участвовали 19 банков и около сотни фирм из России, а также более 20 молдавских судей. За три года они приняли более 50 судебных приказов, легализовавших платежи из России на 18,5 млрд долларов. Все деньги прошли транзитом через Молдову (ВВП этой республики в 2013 году был меньше 8,5 млрд долларов).

…Через «ландромат» работали 19 российских банков. Лидером по объему сомнительных операций, по данным молдавских правоохранительных органов, был Русский земельный банк (РЗБ). …В совет директоров РЗБ также входил Игорь Путин, двоюродный брат президента России Владимира Путина…”

Со своей стороны The Guardian указывает, что объем сомнительных операций между РЗБ и Moldindconbank составил $9,7 млрд.

Отмечается, что директор РЗБ Александр Григорьев был задержан в Москве в 2015 году по подозрению в краже активов — через год после того, как его банк был закрыт за совершение “отмывочных ” преступлений. Источники сообщили OCCRP, что Григорьев был связан с ФСБ.

В свою очередь Игорь Путин отказался от комментариев. В письме, написанном в 2014 году, он сказал: “Мой личный опыт последних лет доказал справедливость тезиса о необходимости радикального оздоровления российской банковской системы, ее очищения от неблагополучных банков, возглавляемых людьми с сомнительной репутацией”.

Тем временем оказавшийся в центре скандала латвийский банк Trasta был закрыт в 2016 году после отзыва у него лицензии из-за вовлеченности в мошенническую схему.

Участие банков Молдовы в скандальной схеме привело к политическому кризису, в ходе которого за два года в стране поменялись пять премьер-министров. Бывшие и действующие должностные лица, работающие в центральном банке Молдовы, были задержаны прокуратурой в августе прошлого года по подозрению в покрывательстве “отмывочных”, передаваемых через Moldindconbank.

В этом месяце в парламенте Молдовы заявили об “оскорбительном обращении” сотрудников ФСБ с молдавскими чиновниками, прибывшими в РФ. Они увязали эти притеснения с расследованием “прачечных дел” Москвы и высказали мнение, что часть отмытых Россией средств была использована для попыток подкупа молдавских депутатов.

По данным The Guardian, выгодоприобретателем мошеннического сговора была в том числе ФСБ, которая, находясь под управлением Владимира Путина еще до его вступления в должность премьера и затем президента, использовала “Глобальную прачечную” для реализации государственных интересов РФ, поведали официальные лица Молдовы.

innika