Новости мира

Путин – банальный коррупционер: Расследование Reuters о дочери Путина обнаружило целую бизнес-империю

Президент России оказался не аскетичным диктатором, а банальным коррупционером.

В России бытует такая апокрифическая история: когда умер Иосиф Сталин, на его Ближнюю дачу прибыла специальная комиссия для проведения описи личного имущества «отца народов», наводившего страх на половину мира. Результаты членов комиссии немного озадачили. Дело в том, что у советского диктатора кроме знаменитой трубки, одежды и предметов личной гигиены ничего своего не было: на простынях, табуретках и даже подстаканниках стояли казенные инвентарные номера. Идея личного обогащения Сталину была совершенно чужда. В конце концов, в его власти (и, соответственно, собственности) находилась огромная страна и целый ворох зависимых территорий.

В каком-то смысле, этот аскетизм стал эталонным для последовавших диктаторов. Они, как правило, обожают демонстрировать свою близость к народу, подчеркивая личную скромность. В этой системе взглядов дворцы, самолеты, роскошные лимузины – это все вроде как «государственное». В этом есть рациональное зерно. Персональное богатство лидера, как правило, сильно раздражает простых людей, особенно если сами они живут намного хуже. Не зря, например, символом коррупции времен Виктора Януковича стало его кричаще роскошное имение, а не какой-то украденный завод, который может стоить намного больше «Межгорья».

Нынешний патрон беглого украинского президента – Владимир Путин – всегда старательно избегал повторения этой ошибки. Согласно официальным декларациям, у него есть небольшая квартирка, гараж и скромный земельный участок. Зарплата – высокая, но не запредельная – около 10 тысяч долларов в месяц. В Москве десятки тысяч людей зарабатывают примерно столько же и больше. Отдыхает он в диких местах в Сибири, в Крыму, в Карелии и на Кавказе – никаких фешенебельных курортов Лазурного берега, тропических островов или Французских Альп. За рулем он показывается лишь в «Ладе-Калине» или в древней «Победе». Нефтяных компаний, химических заводов, телевизионных каналов и шоколадных фабрик у президента РФ по документам нет.

Многочисленные его резиденции (строго говоря – дворцы) – на бумаге государственные. Личные самолеты, вертолеты, лимузины, истребители, дельтапланы, корабли, катера, яхты и тому подобное – тоже. У среднестатистического жителя РФ не должно даже и мысли появиться, что Путин роскошествует. От подобного рода крамолы обывателей ревностно берегут государственные СМИ. Генеральная линия партии примерно такая: да, президент не нищенствует, хорошо питается и одевается, но в золоте не купается, а воровать не может в принципе. Он же не олигарх какой-то! Надо сказать, до сих пор работало безотказно.

Все изменилось 10 ноября, когда агентство Reuters опубликовало результаты собственного расследования, посвященного президентским дочерям – Марии и Катерине, о которых почти нет информации в открытом доступе.

Надо сказать, что для российских либералов ничего особенно нового и сенсационного в этом расследовании не было. Все и так знали, что Катерина Тихонова – младшая дочь Путина, известно было, что она занимается спортивным рок-н-роллом, работает в МГУ, где занимается инновационными проектами и расширением кампуса (проект оценивается в 1,7 миллиарда долларов).

Также было известно о ее связи с Кириллом Шамаловым – представителем «нового поколения» российских олигархов – детей путинских друзей молодости. Более того, оппозиционер Алексей Навальный еще в 2014 году раскопал, что пара владеет шикарным особняком во французском Биаррице на берегу Бискайского залива. Цена дома – примерно 3,7 миллиона долларов.

О том, что Шамалов-младший в свои 33 года является владельцем 21 процента акций российского нефтехимического холдинга «Сибур» тоже было известно. По прикидкам специалистов, стоимость этого пакета акций – более двух миллиардов долларов.

Даже то, что в истории успеха путинской дочери и ее супруга то и дело всплывает имя Геннадия Тимченко, никого особенно не удивило. Дело в том, что старый друг Владимира Путина, сколотивший многомиллиардное состояние на торговле российской нефтью, уже давно считается «кошельком» российского президента, человеком, на которого «записано» все путинское состояние.

Журналисты Reuters провели отличную работу по систематизации всех этих данных и связыванию их в одну историю. Но главная их заслуга и настоящая вершина расследования – это первое, гласное и документально зафиксированное подтверждение того факта, что Катерина Тихонова является дочерью Владимира Путина.

Соответствующее признание репортеры выудили у заместителя председателя «Газпромбанка» Андрея Акимова, который простодушно рассказал, что знал Катерину еще ребенком, недавно с ней встречался и может засвидетельствовать: да, она – дочь своего отца. Акимов – человек достаточно высокопоставленный и вхожий в «ближний круг», поэтому в степени его компетентности в данном вопросе сомневаться не приходится.

Это признание сшивает все разрозненные и полуофициальные истории о Катерине Тихоновой в одну цельную, выводя ее из области слухов в сферу объективной информационной реальности. Подтверждение ее родства с Путиным объясняет и ее фантастически успешную карьеру, и многомиллионные заказы связанным с ней структурам, и спонсирование российского спортивного рок-н-ролла крупнейшими компаниями страны, и участие юного дарования в расширении кампуса МГУ, и виллу во Франции.

Но главное, становится ясно, благодаря чему ее супруг Кирилл Шамалов из мало кому известного молодого человека в одночасье превратился в миллиардера. Тут требуется небольшое пояснение. По официальной информации, в 2014 году он купил у Тимченко те самые акции «Сибура», которые сейчас оцениваются в два миллиарда. Цена сделки категорически не раскрывается. Тимченко мог продать эти акции Шамалову за рубль – с точки зрения Путина это означало бы переложить деньги из собственного кармана в кошелек дочки. Российские проверяющие органы, естественно, законность операций с путинскими деньгами проверять бы не стали.

Подробности сделки с акциями не раскрываются, откуда Шамалов взял деньги на покупку акций – тоже секрет. Типичная темная коррупционная история, каких в России – пруд пруди. Но есть нюанс: в данном случае речь не о каких-то темных личностях или малоизвестных олигархах, а о Владимире Путине, его дочери, зяте и друге, которые, как вполне официально выяснилось, набивают свои карманы миллиардами долларов под аккомпанемент басен о «Ладе-Калине». В прессе стало появляться слово «Семья», в данном контексте обладающее очень нехорошим наполнением, и из-за этого люто ненавидимое разномастными диктаторами. В разное время именно Семья делала объектом всеобщей ненависти и Бориса Ельцина, и Виктора Януковича, и Муаммара Каддафи, и Николае Чаушеску. Ассоциативный ряд не из приятных.

После некоторого замешательства в Кремле сообразили, что может означать раскрытие личности Катерины Тихоновой и какие у этого события могут быть последствия. Проблему надо было немедленно устранить. «Газпромбанк» выступил с опровержением слов Акимова: дескать агентство их исказило, а сам он ничего такого не говорил. Этого, впрочем, было явно недостаточно. В ход пошла усатая артиллерия – пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. Его выступление по этому вопросу – блестящая иллюстрация выражения «уж на сковородке», оно безусловно заслуживает цитирования: «Я могу опровергнуть информацию, которая была изложена в Reuters, потому что в Reuters было указано, что Акимов сказал, что такая-то гражданка является дочерью Путина. Вот это я могу опровергнуть, основываясь на его же опровержении».

Выдающийся номер словесной эквилибристики, но, к несчастью для Пескова, тщетный изначально. Дело в том, что у Reuters есть запись беседы с Акимовым, что намного более весомо, чем «опровержение, основанное на опровержении». Отчаянная попытка Путина устами Пескова отречься от собственной дочери разбилась о профессионализм журналистов. К ярости Кремля, закрыть иностранное агентство вне его возможностей, запугать или подкупить его сотрудников – тоже. Купировать слухи о делах путинской дочери и зятя надо было в момент их появления. Но тогда, видимо, в Кремле решили, что родственная связь Тихоновой и Путина останется слухами в среде российских оппозиционеров, поскольку никто из людей, обладающих реальной информацией, не отважится на ее подтверждение.

Легкомысленный Акимов пустил эту логическую конструкцию ко дну. Сейчас лишь независимое генетическое тестирование могло бы подтвердить, что «такая-то гражданка» к Владимиру Путину отношения не имеет. Но этот вариант, разумеется, сугубо гипотетический.

Пока же этого не произошло, можно не сомневаться, что интерес прессы (в первую очередь – западной) к Тихоновой, Шамалову, их проектам, домам и бизнесу будет намного выше, чем прежде. Можно не сомневаться, что мы узнаем про них еще немало того, чего они хотели бы скрыть. Несмотря на все усилия Кремля, понятие Путинская Семья родилось на свет, будет расти и наполняться все новыми смыслами. Никакой Песков помешать этому уже не сможет. И это – главное политическое следствие всего этого сюжета.

Стоит отметить, что у него есть и еще один смысл – чисто эмоциональный. Крайне интересно было бы узнать, что чувствовала Катерина Тихонова, когда Песков называл ее «какой-то гражданкой», заявляя на весь мир, что она не является дочерью своего отца. Не менее любопытно, чего стоило Путину (наиболее влиятельному человеку мира по версии Forbes), выкручиваясь и юля, прилюдно отказаться от отцовства. Чисто по-человечески далеко не каждый родитель на такое решится.

Ну и последнее. Господин Акимов, наверное, уже понял, чего натворил, и примерно представляет открывающиеся в связи с этим перспективы. Скорее всего, они его никак не радуют. Вообще говоря, его судьба вызывает наибольший интерес. Возможно, что он даже решит не возвращаться из командировки в Китай, где он ныне находится.

P.S. Часть расследования Reuters посвящена Марии Фаассен – старшей дочери Путина. Она ни в каких темных схемах на миллиарды не замечена, работает биологом и занимается наукой. Ее супруг, голландец Йооррит Йоост Фаассен прославился лишь раз: в 2011 году его избили сотрудники охраны российского банкира Матвея Урина, после чего последний оказался в тюрьме, а его банк – в списке банкротов.

По материалам НВ
innika