Новости мира

Интересный поворот: Беларусь входит в зону политической турбулентности — аналитики IGDTS

9 августа в Беларуси пройдут президентские выборы, на которых действующий президент Александр Лукашенко столкнется с серьезными проблемами.

Таким образом, 2020 год начнет новую эру для Республики Беларусь.

В 1994 году Александр Лукашенко впервые победил на выборах. Во втором туре он набрал 81%. Следующие выборы прошли в один тур и были далеки от демократических. В 2001 году он набрал 76% голосов, в 2006 году — 83%, в 2010 году — 80%, в 2015 году — 84%. В течение этого периода времени Лукашенко смог сформировать закрытую политическую систему, исключить бессистемную оппозицию из выборов и получить максимально возможную власть. В 90-х и начале 2000-х годов Александр Лукашенко полностью удовлетворил российскую элиту, которая предприняла шаги по поглощению государства Беларусь в рамках имперского проекта России. В конечном итоге эти шаги приведут к полной потере Минском государственного суверенитета, пишет в своей статье аналитический центр IGDTS.

Серьезные проблемы начались в середине 2000-х, во время серьезных экономических конфликтов между государствами, в частности, цены на российский газ, сокращения поставок нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы и повышения пошлины на сырую нефть, запрета на ввоз молочных продуктов в Россию. Агрессия России на Украине усугубила ситуацию и сделала ее более напряженной. Кремль объявил новую торговую войну Минску, которая помимо традиционной нефти и газа включала и продукты питания. В свою очередь, Беларусь практически восстановила границу с Россией и экономически заблокировала Калининградскую область по некоторым видам товаров.

Заявления Александра Лукашенко по экономическим и политическим вопросам с Российской Федерацией становятся все более резкими. Одновременно он пытался проводить многовекторную внешнюю политику. Однако, учитывая холодные отношения с Западом, это направление было не самым эффективным способом противостояния Российской Федерации. В то же время Лукашенко удалось наладить отношения с Китаем, который рассматривает Республику Беларусь как сферу своих геоэкономических интересов.

Россия неоднократно разъясняла свою позицию. Кремль нуждается в глубокой политической интеграции Минска в российский имперский проект. Вот почему Москва предложила экономические выгоды для Беларуси. В свою очередь Лукашенко настаивал на экономических выгодах и дальнейшей возможной политической интеграции. В то же время, действующий президент Беларуси недавно проводил политику так называемой «мягкой белорусизации», которая была негативно воспринята Россией. Таким образом, с начала 2000-х годов Александр Лукашенко не очень устраивает Кремль как к президент союзной Беларуси. Учитывая действия и заявления Москвы, Минск это прекрасно понимал.

В Москве не было и нет сильного пророссийского кандидата на эту должность, на протяжении многих лет действующий президент Республики Беларусь систематически очищал политическую оппозицию. Поэтому Россия не делает ставок на какого-либо кандидата на предстоящих выборах. Кремль заинтересован в дестабилизации ситуации по максимуму. Сегодня социально-экономические предпосылки для такого исхода более чем благоприятны.

За годы правления Лукашенко выросло несколько поколений граждан, которых больше не удовлетворяет неизменность политической элиты. Новейшие информационные технологии позволяют достаточно быстро заявить о своей позиции и объединить сторонников, не используя традиционные средства массовой информации. В то же время, торговая война с Российской Федерацией, экономический кризис, в том числе COVID-19, а также ухудшение уровня общественной социально-экономической безопасности, подогревается протестным электоратом, масштабы которого могут быть решающими для развития событий в стране впервые за много лет.

Это еще не тот факт, что один из множества кандидатов от оппозиции, будь то блогер Сергей Тихановский, его жена или банкир и общественный деятель Виктор Бабарико, получат необходимые голоса, если они примут участие в выборах. Наиболее вероятный сценарий предполагает массовые протесты после объявления победы Александра Лукашенко и обвинений его в массовой фальсификации.

Примечательно то, что кандидаты от оппозиции Тихановский и Бабарико (по оценке интернет-аудитории с самым высоким рейтингом) не выступают против интеграции с Россией и не выступают за улучшения отношений с Западом. Их риторика по этому вопросу практически не отличается от заявлений нынешнего президента.

Так, в своем интервью Тихановский сказал: «Беларусь должна быть суверенным государством, она должна иметь дружественные отношения с Западом, с Востоком, Севером и Югом. Мы не должны поддерживать дружбу с кем-то против кого-либо, а проводить дружескую политику со всеми на равных. У нас с Россией должны быть исключительно дружеские отношения, но проект Союзного государства устарел. Хотя Беларусь так глубоко не интегрировалась, все можно изменить, соглашение можно расторгнуть. Я считаю, что мы не должны становиться частью России и интегрироваться глубже в любом случае».

Бабарико придерживается той же позиции: «Я позитивно отношусь к интеграции, когда суверенитет не подвергается опасности и когда он строится на взаимовыгодных условиях. Мы негативно воспринимаем слово «интеграция», потому что думаем о зависимости. Вчера мы обсуждали мое заявление о единой валюте (в своем интервью газете «Московский комсомолец» он заявил, что валюта может быть введена только в том случае, если она экономически обоснована). Белорусы думали о русском рубле. Почему бы не подумать о белорусском рубле?».

Таким образом, похоже, что у будущего протеста не будет геополитического фона. Основным актуальным акцентом является личность Александра Лукашенко. Активно используются технологии дегуманизации, такие как «Останови таракана!» (Под тараканом подразумевается Лукашенко, который носит усы), «Убейте таракана тапком!», кампании «Революция тапок». Очевидно, что радикальное настроение общества перед выборами повысится.

Технологии, традиционно которые используют беспорядки против политических лидеров, направлены не только на то, чтобы сделать людей бесстрашными и подготовить их к насилию. В этом случае они также должны повернуть политического лидера против протестующих в полной мере. В свою очередь, его состояние будет достаточно эмоционально высокое, чтобы принять трудное решение в нужное время.

Пока что Лукашенко демонстрирует готовность к такому развитию событий. Игорь Сергеенко, первый заместитель председателя КГБ, назначенный главой администрации президента в декабре 2019 года, отставка премьер-министра Сергея Румаса в июне и назначение на должность главы Государственного управления военной промышленности страны Романа Головченко. Все эти кадровые изменения преследуют цель обеспечения безопасности политического будущего Лукашенко. Президент Республики Беларусь демонстрирует готовность к силовому сценарию пребывания у власти. Пока что это превентивная мера, чтобы охладить горячие головы тех, кто колеблется относительно участия в будущих акциях протеста.

Однако ситуация, вероятно, может выйти из-под контроля. Вполне возможно, что провокация толпы или громкое убийство лидера оппозиции могут сыграть роль триггера радикализации событий. После этого Лукашенко перейдет к жестким мерам по сохранению власти, и ему, вероятно, удастся ее сохранить.

Любой возможный сценарий развития событий выгоден России. Если Лукашенко будет свергнут во время массовых акций протеста, его место займет один из нынешних кандидатов от оппозиции. Эти кандидаты не имеют опыта и намного слабее действующего президента. Кроме того, рухнет вся государственная вертикальная система, созданная в интересах одного человека на протяжении многих лет. В этом случае Беларусь столкнется с длительным политическим кризисом, который ослабит страну и оттолкнет Китай. В случае экономической зависимости от России новому президенту придется договариваться с Кремлем, однако дипломатический рычаг будет слабее.

Если Александр Лукашенко жестко подавит массовые беспорядки и окажется в центре скандала с гибелью людей, он автоматически сорвет все попытки создать многополярную геополитическую векторную систему. Западные политики будут все больше и больше вынуждены заморозить отношения с Беларусью. В этом случае у Лукашенко не будет возможности совершать геополитический маневр, его рычаги дипломатии ослабнут, и он будет вынужден пойти на уступки в отношении национального суверенитета в пользу России.

Есть третий, но наименее вероятный вариант. Это включает в себя максимальную протестную напряженность, уличные столкновения, захваты зданий протестующими, в том числе с помощью скрытых российских интервентов из служб безопасности и ультраправых организаций. Это развитие направлено на то, чтобы максимально дестабилизировать ситуацию и показать, что Лукашенко и белорусские власти не могут справиться с массами.

В этом случае Кремль может ввести войска, демонстрируя «братскую поддержку». Основная цель здесь — получить полный контроль над Беларусью и разместить свою армию на восточных границах Европейского Союза на неопределенный срок. Возможно, единственным способом изменить ситуацию были бы более или менее демократические выборы с участием преемника и дальнейшая конституционная поправка с точки зрения создания поста для бывшего президента или без него.

Однако Александр Лукашенко ассоциирует себя с Беларусью и президентством, слишком уверенно, чтобы допустить такой сценарий. Более того, он не доверяет окружающей среде, чтобы сделать такой шаг. Да и время для этого решения уже прошло. Таким образом, Беларусь входит в зону политической турбулентности, которая, вероятно, сделает страну слабее и создаст для Кремля возможности для более выгодных отношений с Российской Федерацией.

innika