Интернет и вправду, несмотря на создание в РФ замкнутой информационной системы, продолжает оставаться наиболее недостижимой по тотальному контрою областью для действующей власти.
Такое мнение выразил блогер Alexander Kovalenko.
В то время как печатные средства информации, радио и телевидение уже давно в ежовых рукавицах той или иной силовой структуры, лазейки в кибепространстве позволяют проникать в российский информационный сегмент нежелательным данным.
Однако этой уязвимости пропагандистского лепрозория, похоже, осталось существовать ещё недолго в том виде, в котором к ней привыкли россияне.
Так, Минкомсвязи РФ издало приказ, согласно которому в 2020 году будет проведено как минимум четыре учения по запуску в России так называемого «суверенного рунета». Напомню, что в прошлом году такие учения проводились всего один раз.
Видимо, отметив КПД иранского опыта, когда при возникновении в стране протестов целые города, регионы и даже вообще вся Исламская республика, попросту отключалась от всемирной паутины, в Кремле решили ускорить реализацию подобного же проекта и у себя.
В целом, Россия уже давно идет по пути ограничения прав и свобод в интернете. Первой ласточкой таких ограничений стал законопроект № 89417-6 о цензуре в сети интернет, принятый в 2012 году. Тогда интернет-энциклопедия Wikipedia выступила с демаршем против данного законопроекта, ограничив доступ к своим материалам 10 июля 2012 года ровно на сутки.
Но, как мы можем видеть, подобные демарши ровным счетом ничего не решают, в рамках глобального цензурирования в России. А проблему с Wikipedia решили путем внедрения в её “клуб редакторов”, аффилированных персонажей, ведущих её коррекцию и наполнение материалами, соответствующими пропагандистским требованиям.
Но по-настоящему панический страх свободного интернета Россию охватил не когда по ближнему Востоку прокатилась волна революций, а в 2014-м. Тогда, вторгнувшись в Украину и задействовав мощнейший пропагандистский механизм всех имеющихся ресурсов, она не только не смогла скрыть путем создания безмерного количества фейков своего присутствия в Крыму (в первые дни оккупации) и на Донбассе, но и получала развенчивающие свою ложь материалы прямо под нос, в местном, локальном сегменте рунета.
Начиная с 2014, в России началась паническая борьба с социальными сетями, под маховик даже попал Facebook, который регулярно грозились закрыть, но из-за его глобального позиционирования у Роскомнадзора просто не хватило ни сил, ни средств, да и смелости в том числе, чтобы это сделать.
Помимо Facebook, Россия пыталась оказывать давление, и порой успешное, на видеохостинг YouTube, социальную сеть Reddit, интернет-энциклопедию Wikipedia, профессиональные социальные сети Viadeo и LinkedIn.
Россия продолжает реализовывать политику информационного занавеса, будучи полностью обеспеченной всеми видами медиаресурсов собственного производства, и теперь уже не просто сокращает количество неконтролируемых площадок, но и вовсе предпринимает попытку опустить полноценный, непробиваемый занавес.
Но в контексте ускорения процессов по ограждению от всего цивилизованного мира возникает вопрос, кто успеет раньше – Россия опустить свой информационный занавес, или Илон Маск со своим глобальным спутниковым интернетом Starlink, который, по идее, все потуги любителей блокировать, ограничивать и отключать попросту нивелирует?