Можно представить себе, сколько усилий было потрачено российской дипломатией, для того чтобы сорвать неблагоприятную для Кремля резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН. Не буду утверждать, что все усилия пропали даром, – количество воздержавшихся и просто не явившихся на сессию делегаций достаточно, чтобы говорить по телевизору об отсутствии поддержки “антироссийских действий”. И все же страна сильна не прогульщиками, а сторонниками. А их у России всего десять.
При этом большую часть друзей даже и сторонниками Москвы трудно назвать – это просто заклятые враги Соединенных Штатов. Суданскому, сирийскому и зимбабвийскому диктаторам нечего терять, Куба воюет с США уже шестое десятилетие, и другие латиноамериканские страны, поддержавшие Москву, тоже выстраивают режимы на фундаменте борьбы с “большим братом”. Ну и Беларусь с Арменией. На них давит уже сама Россия – и достаточно было послушать выступление белорусского представителя в ООН, чтобы оценить масштаб атаки. Еревану вообще теперь некуда деваться: после того как Москва перевела решение территориальных споров на силовой уровень, Армения оказалась на пороге самой настоящей войны с Азербайджаном, и поддержать ее в этой войне некому – кроме России, разумеется.
Вот, собственно, и все: враги Штатов и друзья поневоле. Гораздо интереснее посмотреть на тех, кто поддерживать не стал. Китай и Индия, руководство которых Владимир Путин авансом благодарил за поддержку, воздержались. Воздержался даже Казахстан, хотя Нурсултан Назарбаев был в числе немногих выразивших осторожную поддержку действиям Путина.
Голосование стран СНГ вообще ставит под сомнение подлинное влияние России на соседей. Поддержали резолюцию об украинской территориальной целостности три страны – помимо самой Украины, это Азербайджан и Молдавия. Узбекистан, как и Казахстан, воздержался. Остальные просто не пришли. Как, впрочем, не пришли и иранцы, которых Москва так долго опекала и спасала, накладывая одно вето за другим на решения Совета Безопасности ООН. Воздержались при голосовании все участники БРИКСа кроме самой России: группа стран, которая так часто изображается Москвой в качестве геополитической и экономической альтернативы “большой восьмерке”, этой альтернативой становиться решительно не хочет.
И еще о друзьях России – на этот раз балканских. Сербия, территориальную целостность которой Россия последовательно защищала – и до сих пор продолжает ссылаться на косовский прецедент, – предпочла делегацию на заседание не присылать. Черногория резолюцию поддержала. Македония – тоже. Не помогли никакие российские вливания в экономику, никакие отели, заводы и газопроводы. О голосовании бывших югославских республик – членов Евросоюза – я и не вспоминаю – ЕС, разумееется, голосовал солидарно.
Поэтому резолюцию поддержали и Греция, и Кипр. Но и Турция, фактически контролирующая северную часть Кипра, тоже поддержала. И понятно почему – ни Греция, ни Турция не стали присоединять Кипр к себе, хотя очень хотели и готовы были ради этого воевать. Но даже такой – неприсоединенный, но разделенный Кипр – стал вечной пропастью между греками и турками. И этот пример тоже ничему не научил российское руководство, уверенное, что про Крым уже скоро все забудут и нужно готовиться к продолжению банкета.
Проблема только в том, что на этот банкет скоро некого будет пригласить. Страна, приобретающая друзей при помощи танков, может, конечно, упиваться своим могуществом – но при этом должна отдавать себе отчет в том, что из танка уже не выбраться и что мир для нее сузится до пространства, видимого из танкового прицела.