Новости мира

Можно ли называть президента США “сукиным сыном”, – Дмитрий Гомон (ВИДЕО)

Филиппинский президент Родриго Дутерте грязно выругался в адрес Барака Обамы, но очень быстро ему пришлось извиняться.

Скандал, который вызвал своими, мягко говоря, слишком эмоциональными высказываниями в адрес Обамы президент Филиппин Родриго Дутерте, может стать поучительным уроком для многих других любителей покидаться в сторону американцев дерьмом.

Хейт-спич от борца с наркомафией

Дутерте — очень колоритная фигура на мировой арене, хотя в Украине еще малоизвестная. В мае этого года он довольно легко выиграл выборы и стал президентом Филиппин — островного государства в Юго-Восточной Азии.

Краеугольным камнем его программы было обещание развернуть беспощадную войну с наркомафией. Метод выполнения простой и очень нравится простому народу: убивать преступников (или тех, кого таковыми считают) без суда и следствия.

В кресло президента Дутерте перебрался из кресла мэра Давао — одного из крупнейших городов страны с населением около полутора миллионов. Руководил им он семь терминов, превратившись в настоящего народного любимца. Именно там он начал настоящую войну с наркомафией, пытаясь побороть высокий уровень преступности.

Были созданы настоящие “легионы смерти”, которые без суда и следствия убивали заподозренных в причастности к наркоторговле. Это вызвало возмущение правозащитников, но у народа эта практика нашла понимание, ибо ждать наказания наркоторговцам от коррумпированных судей не приходилось.

Собственно, эту же практику Дутерте теперь воплощает в жизнь на общенациональном уровне. Около двух тысяч убито, несколько тысяч сидят в переполненных тюрьмах. США относятся к этой практике критически, поскольку наказание без суда — прямое нарушение прав человека.

Как и все лидеры, исповедующие “жесткую руку”, Дутерте (юрист по образованию) любит грубые и прямолинейные высказывания. На одной из недавних пресс-конференций его спросили, что он ответит Обаме, если тот спросит про две тысячи убитых во время спецопераций против наркомафии. И тут, как писали Ильф и Петров, Остапа понесло.

“Я не американская марионетка. Я президент суверенного государства. Мы уже давно не колония. Я не ответственен ни перед кем, кроме филиппинского народа. Сукин сын, я проклинаю тебя. Скажите это всем”, – заявил Дутерте. Фраза с руганью была сказана на филиппинском языке. Характеристику Обамы, которую применил президент, переводят как “сукин сын” или “сын шлюхи”.

Слова эти были сказаны накануне саммита АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии), на котором была запланирована встреча Обамы с Дутерте.

После таких оскорблений американский президент ее отменил. Он не стал обижаться публично, сказал лишь, что Дутерте — “колоритный парень”, но нет смысла во встрече, которая не принесет плодов. И вместо филиппинского встретился с южно-корейским президентом Пак Кын Хе.

Позже встреча все-таки состоялась, но в сжатом формате. Это был короткий обмен любезностями перед ужином, который дал старт саммиту АСЕАН. И, похоже, шанс провести полноценные переговоры Дутерте потерял.

Дональд Трамп с Филиппин

Это не первый раз, когда Дутерте оскорбляет представителя американского правительства. Несколько месяцев назад он обозвал посла США в стране Филиппа Голдберга “сукиным геем” (gay son of a bitch).

Американские репортеры и эксперты сходятся на том, что хотя вряд ли импульсивные реакции сейчас являются угрозой плодотворному сотрудничеству, но существует реальная проблема с новым лидером островной страны — его непредсказуемость. Некоторые уже называют его Дональдом Трампом из Филиппин — за любовь обоих персонажей к эпатажу и грубым высказываниям.

В американских СМИ много тревожных ноток: журналисты переживают, не потеряет ли Америка ценного союзника в регионе, вместе с которым можно противостоять экспансии Китая.

Филиппины должны были бы стать ключевым игроком в этом противостоянии благодаря решению международного арбитража относительно нарушения Пекином их суверенитета. Но Дутерте говорит, что собирается вести диалог с Пекином самостоятельно и проводить то, что он называет независимой внешней политикой.

“Существуют полутона в отношениях США и Филиппин, которых не существует в других альянсах, которые Вашингтон поддерживает в Азии. Соединенные Штаты отбили архипелаг в Испании после войны в 1898 году, так что тема независимости стоит особенно остро. Даже после провозглашения независимости Вашингтон держал огромный гарнизон в Субик-Бей (залив и одноименная американская военная база. — Авт.) на Филиппинах, пока в 1992 году не получила приказ уйти”, — расставляет акценты телеканал CNN.

Но американцы тактично не задают другой вопрос: а способны ли Филиппины существовать без их помощи, военной и финансово-экономической? Способны ли филиппинские военные самостоятельно противостоять экспансии Китая?

Вот уже 7 сентября Bloomberg сообщил о падении филиппинских акций, потому что зарубежные инвесторы (среди которых львиная часть — американцы) после хейт-спичей президента усомнились в привлекательности местного климата.

Наверное, Дутерте знает ответ на этот вопрос, потому что очень быстро извинился за свои слова. Крайними, как всегда, сделали журналистов, которые, мол, подбросили острый вопрос и спровоцировали гнев лидера страны.

Похоже, что он сам не ожидал такого резонанса. Все же работа мэра и работа президента отличается, особенно когда речь идет о дипломатии. Играть жестко можно, но для этого нужно иметь силу. И играть жестко со Штатами — плохая идея.

Вон даже Путин назвал их “единственной сверхдержавой”, хотя многие россияне продолжают по привычке кричать про “обамку-обезьянку”. Правда, извинений за поведение своих фанатов от кремлевского лидера вряд ли дождемся — он уже слишком сильно заигрался, назад дороги у него уже нет. А вот у Дутерте — есть.

regional