О том, почему беженцы помогли немецким праворадикалам и как многие немцы пали под натиском популистов, пишет Богдан Мифтахов.
Региональные выборы в Германии мало кого оставили равнодушными, особенно рьяно о них писали, что вполне логично, немцы. Ну и россияне. Первые переживают по поводу возросшей популярности правых сил среди населения.
Последние уверенно заявляют, что на выборах в ФРГ победили евроскептики, а партия Меркель потерпела “унизительное поражение”. Что ж, как было сказано в одном из комментариев в немецкоязычном сегменте Facebook: “Те, кто платят, также имеют право на праздник”. Но об этом позже, сначала цифры.
13 марта выборы прошли в трех федеральных землях ФРГ, СМИ сразу же окрестили их “мини-референдумом” по политике Ангелы Меркель в отношении беженцев. Результат данных выборов – это, скорее, зеркальное отражение волеизъявления граждан, по количеству голосов которого судят об успешности партий.
Как и предполагалось, результаты канцлера не обрадовали. Ее родная партия ХДС действительно потеряла голоса по всем землям по сравнению с результатами 2011 года. Самым болезненным местом стала земля Баден-Вюртемберг, где ХДС лишилась 12 процентов мест в парламенте, а сохранить лидерство удалось только в Саксонии-Анхальт. Но о сокрушительном поражении говорить все же рано.
Сюрпризом для многих стал успех молодой правопопулистской партии “Альтернатива для Германии” (АдГ). Некоторые назвали это “выражением недоверия” к правящей партии и самой Меркель, другие – “криком души” немцев в связи с миграционным кризисом.
Но с чем, на самом деле, связан рост поклонников партии, которая еще пару лет назад не могла похвастаться даже пятипроцентной симпатией избирателей?
Первая и главная причина – беженцы. Лидеры АдГ успешно оседлали волну массовых волнений, особенно после кельнский событий. Манипулируя страхом и неуверенностью в обществе, “Альтернатива для Германии” ведет подстрекательскую политику в отношении иностранцев, беженцев, мусульман и евреев.
Именно этим АдГ напоминает многим Национал-демократическую партию Германии (НДПГ), чуть ли не преемницу всем известной гитлеровской НСДАП.
Вторая причина – евроскептицизм. АдГ – евроскептики до мозга костей. Именно они вместе со своими единомышленниками вкладывают в умы простых немцев идею о том, что “Германия кормит ЕС”.
Интересно, что “Альтернатива для Германии” возникла как раз в 2013 году на фоне кризиса в еврозоне. Тогда главными ее требованиями был отказ от евро как всеобщей валюты. Кризис затих, АдГ переключились на новую проблему – мигрантов.
Третьей причиной можно назвать желание “чего-то нового”. У Ангелы Меркель уже четвертый срок на носу, почему бы не использовать это для своей кампании? “Новые лица” – вечно работающий лозунг.
Четвертая причина – неожиданная падкость на популистские лозунги. Это не та характеристика, которая описывает электорат в Германии, но последние годы в Европе прослеживается подобная тенденция. Сначала выборы в Польше и победа популистов из партии “Право и справедливость” (ПиС), потом небольшой, но успех Национального фронта Марин Ле Пен во Франции, а сейчас и немцы поддались.
Демагоги из АдГ прославились в нынешней предвыборной кампании невероятной гибкостью и адаптивностью по отношению к своему избирателю. От земли к земле “Альтернатива для Германии” превращается то в ультраправых, то в консерваторов, в зависимости от предпочтений местного населения.
Но самое интересное в АдГ – это ее связь с Россией. Как известно, Кремль часто использует праворадикальные движения в Европе для дестабилизации ЕС. И, несмотря на то что “Альтернатива для Германии” опровергает финансовую помощь из России, действия этой партии говорят об обратном.
Например, тот факт, что немецкие журналисты “ловили” вице-председателя партии “Альтернатива для Германии” Александера Гауланда на выходе из посольства РФ в Берлине, а в октябре 2015 Александер Гауланд со своими однопартийцами ездил в Санкт-Петербург за деньги Фонда Святителя Василия Великого. Этот Фонд принадлежит небезызвестному российскому олигарху Константину Малофееву, который спонсирует войну на Востоке Украины.
Важно также, что в АдГ сложно проследить четкую позицию по внешней политике для ФРГ, но одно они заявляют уверенно: Россия является важным партнером для Германии, а значит – нужно снять все санкции и восстановить нормальные взаимоотношения.
Логично, что выборы в трех федеральных землях – это далеко не репрезентативный показатель по всей Германии, ведь, согласно опросам, политику Меркель все равно поддерживает больше 50 процентов населения.
Но даже подобный успех “Альтернативы для Германии” должен стать тем тревожным звоночком в Берлине, после которого руководство ФРГ начнет искать компромисс в остросоциальных вопросах. А все для того, чтобы в 2017 году АдГ не заехала в Бундестаг на коне беженцев, так как именно этот конь и может стать Троянским.