Новости мира

“Газпром” теряет позиции на экспортном рынке: Турция предпочитает американский газ российскому

Поставки российского "Газпрома" на европейский рынок газа снизились в первом квартале 2020 года на 24,2%.

Таковы данные Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ. На отдельных направлениях падение газового экспорта особенно драматичное. Так, по данным турецкого энергетического ведомства EPDK,  Турция импортировала на 70% меньше российского газа, чем годом ранее, сообщает немецкая телерадиокомпания Deutsche Welle.

Не в пользу “Газпрома” оказалась и ситуация с мировыми ценами на нефть и газ. “Когда цены на нефть падают, и при этом снижаются спотовые цены, контрактные цены по которым работает “Газпром” оказываются выше. Соответственно, потребителю становятся неинтересными такие условия”, – говорит Вячеслав Кулагин.

Вероятно, именно последний фактор заставил Турцию обратить взгляд на альтернативных России поставщиков. Страна наращивает закупку сжиженного природного газа (СПГ), поскольку он оказывается в несколько раз дешевле российского трубопроводного. Основным поставщиком СПГ в Турцию являются США. Их поставки в первом квартале 2020 года выросли более чем на 300%. Доля американцев на турецком рынке сейчас составляет 9,38%. Россия быстрыми темпами теряет позиции. Доля России – 9,89%, и это пятое место на турецком газовом рынке.

Упрочил свои позиции на рынке Турции и Азербайджан. Он стал лидером по поставкам в марте и занял почти четверть рынка. На втором месте – Катар, на третьем – Иран, на четвертом – Алжир. “Конкуренция на турецком рынке обострилась после того, как на него вышел Азербайджан: в 2019 году начал работать газопровод TANAP, по которому Турция должна покупать 6 млрд кубометров газа в год”, – говорит руководитель информационно-аналитического центра компании “Альпари” Александр Разуваев.

К тому же проблемой является снижение спроса в стране как таковое. “Турция уже несколько лет подкидывает нам сюрпризы. Ожидалось, что спрос на газ там будет расти, но этого не происходит”, – констатирует Вячеслав Кулагин. В сложившихся обстоятельствах для “Газпрома” особенно неприятно то, что именно в этом году им был запущен “Турецкий поток”, одна из веток которого ориентирована непосредственно на рынок Турции. Снижение поставок было замечено компанией еще в феврале, когда замглавы “Газпрома” Елена Бурмистрова признала, что, видимо, теперь газу из “Турецкого потока” придется искать применение в других странах.

Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин убежден в том, что так называемые стройки века, которые “Газпром” инициировал для того, чтобы снизить зависимость от украинского транзита, в принципе были не нужны. “Это было очевидно еще до того, как все эти “потоки” были задуманы: пропускная способность российских газопроводов в сторону Европы вдвое превышала объемы газа, которые туда экспортировались”, – заявил он DW.

По мнению эксперта, “Турецкий поток”, как и оба “Северных”, а также новый газотранспортный коридор с Ямала к Балтийскому и Черному морям – это чисто политические проекты, которые обошлись России в $140-150 млрд. “В действительности у них всего два смысла – ложно понимаемая геополитика и желание перевести деньги из бюджета государственной компании “Газпром” в частные карманы близких к руководству подрядчиков по строительству никому не нужных газопроводов”, – считает Михаил Крутихин.

По материалам: Белта

Оксана Ельченко