Новости мира

Журналисты: Для крымчан вхождение в Россию — это радость с горькими слезами на глазах

Три года назад Россия аннексировала украинский полуостров Крым. Президент Путин заявлял, что за несколько лет полуостров из дотационного региона может стать донором. Москва обещала решить трудности с транспортной доступностью Крыма, с дефицитом воды и энергии.

В середине марта 2014 года в Крыму в присутствии вооруженных «зеленых человечков» состоялся референдум о присоединении полуострова к России. Москва считает голосование полностью законным. Генассамблея ООН квалицировала референдум как не имеющий законной силы. Соответствующую резолюцию поддержали 100 стран-членов ООН.

Повышение зарплат и пенсий

Власти России, как и обещали, повысили выплаты пенсионерам до общероссийского уровня. Также выросли зарплаты бюджетников. Однако цены при этом тоже стали российскими. Например, в апреле 2014 года средняя пенсия в Крыму составляла 5,6 тыс. рублей, а к 2016 году показатель вырос до 11,6 тыс. рублей. Цены на продукты с февраля 2014 года по декабрь 2015 года выросли на 96%.

«На сегодняшний день для подавляющего большинства крымчан вхождение в Россию — это радость с горькими слезами на глазах, ибо они не ожидали такого обнищания, социального угнетения, которое им приходится испытывать сейчас», — говорит глава крымского отделения «Коммунистов России» Леонид Грач.

В январе 2015 года глава Крыма Сергей Аксенов (уголовная кличка Гоблин — Пророк) заявлял, что цены на продукты и лекарства удастся стабилизировать благодаря государственному регулированию. Впоследствии он не раз перекладывал вину за высокие цены на предпринимателей, которые, по его словам, «паразитируют на крымчанах».

Высокими ценами недовольны в том числе некоторые пенсионеры, вспоминает Грач и приводит в пример известную встречу председателя правительства Дмитрия Медведева с жителями Крыма в мае 2016 года.

Тогда пенсионерка пожаловалась премьеру, что пенсию не индексируют. «Что такое 8 тысяч? Это мизер. Ноги вытирают об нас здесь!» — обратилась к премьеру женщина. «На пенсии невозможно прожить, цены бешеные», — добавил кто-то в толпе.

Медведев ответил, что пенсию не индексировали никому, потому что денег нет. «Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья», — добавил Медведев.

Сокращенная версия его ответа — «денег нет, но вы держитесь» — стала настоящим «антипутинским лозунгом», который спровоцировал рост протестных настроений, говорит Грач.

Неприкосновенность частной собственности

«Реприватизации» в Крыму не будет, обещал незадолго до референдума Сергей Аксенов, которого к тому моменту назначили главой совета министров Крыма (решение было принято депутатами в здании совета министров, которое заняли вооруженные люди в камуфляже и касках без знаков отличия).

Тогда же Аксенов заявил, что власти национализируют объекты, принадлежащие украинскому государству и украинским политикам. В Крыму и Севастополе действительно была национализирована часть предприятий, причем под национализацию попало имущество украинских бизнесменов и частная собственность некоторых крымчан.

Порой это случалось без всяких постановлений: приходили люди, которые представлялись «народным ополчением», и просто захватывали имущество, рассказывал крымский юрист и правозащитник Жан Запрута.

В 2016 году правительство России поручило Крыму вернуть прежним собственникам национализированные объекты потребительской кооперации, сообщала «Новая газета» со ссылкой на письмо заместителя министра экономического развития России Евгения Елина депутату Госдумы Николаю Коломейцеву.

Национализация негативно повлияла на инвестклимат в Крыму, считает руководитель севастопольского отделения «Деловой России» и бизнесмен Олег Николаев.

«Сами подумайте: кто будет инвестировать, вкладывать деньги туда, где их потом могут просто отнять? Это был типовой передел собственности, а он несет исключительно негатив, — считает Николаев. — Деньги и инвестиции любят стабильность и тишину. Заметьте, ни один крупный инвестор до сих пор не зашел на территорию Крыма, кроме, собственно, государства. И на мой взгляд, это связано с тем, что там в свое время прошла массовая национализация».

Энергонезависимость

Три года назад Крым получал около 80% необходимой электроэнергии с материковой Украины. После аннексии на полуострове начались перебои с поставками энергии и отключения электричества. Власти России заявили о задаче обеспечить энергонезависимость Крыма.

Для этого был построен «энергомост» — кабельно-воздушные линии электропередачи и подстанции, которые соединили энергосистему полуострова с Россией. Энергомост заработал на полную мощность в мае 2016 года. Тогда же на полуострове был отменен режим чрезвычайной ситуации, введенный в конце 2015 года после подрыва ЛЭП на материковой Украине.

Для базовой генерации Россия планирует построить в Крыму две тепловые электростанции — около Симферополя и Севастополя. Запустить их в эксплуатацию планируется в конце 2018-го года.

Топливо на ТЭС будет поставляться по газопроводу из Кубани, который был запущен в декабре 2016 года.

Вопрос энергонезависимости Крыма еще не решен, признавал Путин за два месяца до этого: «Кардинально вопросы [энергообеспечения Крыма] будут решаться с конца этого и в последующие 2017-2018 годы».

Дефицит воды

Вода в Крым несколько десятков лет поступала по Северо-Крымскому каналу из Каховского водохранилища в нижнем течении Днепра. После аннексии Украина перекрыла подачу воды на полуостров. Больше всего пострадал Восточный Крым. Россия начала поиски альтернативных вариантов водоснабжения Крыма.

Планировалось поставлять воду на полуостров из Краснодарского края и с Кавказа, перебрасывать воду из ближайших рек, однако ни один из этих проектов так и не был реализован. Сейчас в Крыму строятся водоводы от месторождений подземных вод до Крымского канала. Используется вода из запасов Межгорного водохранилища (Симферополь, Евпатория, Саки) и Чернореченского водохранилища (Севастополь).

Путин заявлял в конце октября 2016 года, что «острота проблемы, связанная с питьевой водой» снята, но «проблема в целом еще не решена». Водоснабжение налажено на бытовом уровне, но во многих селах вода поставляется с перебоями, говорит эколог Маргарита Литвиненко. По ее словам, время от времени недостаток воды наблюдается даже в крупных городах.

Сельское хозяйство не получает должного объема воды, и его производительность снижается, добавляет эксперт: «Первой жертвой стало рисоводство, которое полностью «загнулось» еще в 2014 году. Спустя некоторое время пострадало еще несколько сельскохозяйственных культур». По мнению Литвиненко, альтернативы днепровской воде из Северо-Крымского канала не существует.

Транспортная доступность

Для свободного наземного доступа в Крым Россия строит Керченский мост, высокоскоростную трассу на Таманском полуострове и трассу «Таврида» на территории Крыма. Ключевой частью этого проекта является строительство моста.
Мост длиной 19 км будет включать четырехполосный автомобильный мост, а также два пути железнодорожного моста. Стоимость строительства составит почти 228 млрд рублей. Генподрядчиком стоительства назначен «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга.

«Рассчитываю, что Крымский мост будет сдан в срок», — заявлял Путин в конце 2016 года. За несколько месяцев до этого президент раскритиковал организацию работ по строительству трассы Керчь-Симферополь (часть трассы «Таврида»). В частности, его не устроило разделение ответственности между ведомствами и чиновниками. «Конкретный должен быть человек, которого можно будет повесить, если он не сделает ничего», — заявил тогда Путин.

Если сроки и сдвинутся, то несильно, считает научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Николай Залесский.

«Надо понимать, что этот объект для России совершенно беспрецедентный, таких мостов у нас еще не строили. Причем сроки изначально были поставлены очень сжатые: всего три года, — говорит Залесский. — Мост на остров Русский, например, строился около четырех лет. Конечно, чем сложней и дороже объект, тем больше факторов могут повлиять на сроки. Наверняка что-то идет не совсем так, как рассчитывали. Для гигантских проектов подобного рода это нормально».

Три государственных языка

«Мы с уважением относимся к представителям всех национальностей, проживающих в Крыму, — заявил Путин в марте 2014 года после референдума. — Это их общий дом, их малая родина, и будет правильно, если в Крыму — я знаю, что крымчане это поддерживают, — будет три равноправных государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский».

В марте 2015 года Аксенов заявил, что вещания на украинском языке в Крыму не будет. «Крым не будет сегодня работать над распространением украинского вещания на территории республики. Может, спутники какие-то, разве что так. На мой взгляд, это безумная и бестолковая идея», — заявил он.

ОБСЕ сообщала в своем отчете, что преподавание в школах на украинском языке сокращается из-за давления властей. Украинский язык является государственным только на бумаге, говорит основатель «Украинского культурного центра в Крыму» Леонид Кузьмин.

«Ни в Крыму, ни в городе Севастополе он не является обязательным к изучению в школах. Более того, сегодня мы с трудом можем найти его использование на практике», — добавляет он.

В минобразования Крыма часто заявляют, что существуют факультативы по изучению украинского языка. Кузьмин говорит, что факультативы, как правило, не проводятся, потому что нет учебников по украинскому языку и литературе.
Похожая ситуация с крымско-татарским языком, говорит Лиля Буджурова, бывший редактор крымско-татарского телеканала ATR, которому Роскомнадзор отказал в регистрации. Она считает, что статус государственного языка — это только «красивая вывеска». Буджурова также отмечает, что количество часов изучения крымско-татарского языка сократилось.

В Крыму работают 12 крымско-татарских школ, однако по российским законам в старших классах преподавать можно только на русском, говорит журналист. Также существуют факультативы — один час изучения крымско-татарского языка в неделю, добавляет она.

Есть в Крыму и крымско-татарские СМИ. «Но тут следует сразу оговориться: тот перечень СМИ, которые Россия представляет в Международном суде в Гааге в качестве крымско-татарских, является фикцией, поскольку у них просто в уставной документации предусмотрен крымско-татарский язык, но они на нем не издаются», — говорит один из лидеров крымско-татарского национального движения Нариман Джелял.

Туризм

В ноябре 2015 года глава Крыма Сергей Аксенов поручил разработать программы коллективного размещения туристов, не уступающие по цене и качеству отдыху в Египте и Турции. «Крым готов стать альтернативой зарубежным курортам», — заявлял он.

Через год Путин заявил, что в Крыму еще «очень многое» нужно сделать для развития туризма, чтобы «хотя бы подняться до уровня Советского Союза».
В феврале 2017 года Аксенов заявил, что Крым пока не готов конкурировать с турецкими курортами из-за плохо развитой инфраструктуры и отсутствия обученного персонала, ориентированного на клиента. Хотя в Крыму нет точной методики подсчета туристов, каждый год власти сообщают о росте туристического потока. В 2017 году в Крыму ждут 6 млн туристов.

Фундаментом для развития туризма в Крыму и Севастополе должны стать соответствующие стратегии, говорит глава севастопольского госучреждения «Центр развития туризма» Александр Железняк.

«Недостаточно просто взять все и «залить баблом». Даже в нынешней ситуации сумасшедших проектов огромное количество, — добавляет он. — Кто-то хочет Эйфелеву башню в Севастополе построить, кто-то какие-то гигантские памятники, другой — канатную дорогу от Казачьей бухты до Балаклавы, зачем это все нужно?»

Железняк считает, что у Севастополя и Крыма очень тяжелое наследие, потому что законы в сфере туризма не исполнялись. «Это все вылилось в гигантские имущественные споры, которые наслаиваются одни на другие».

«У меня за время работы выработалась парадигма: «Крым спасут юристы и трактористы», — продолжает Железняк. — Причем именно в этом порядке: юристы должны добиться признания всего этого хаоса ничтожным, а трактористы должны уже физически убрать весь этот мусор».

Сергей Козловский и Давид Аксельрод

helen