Новости мира

Кремль может преподнести миру более десятка сюрпризов – DW

Внешняя политика России непредсказуема. Поэтому в Берлине смоделировали гипотетические сценарии - от назначения Кудрина премьером и кампании против ФРГ до вторжения в Казахстан.

Какой следующий неожиданный внешнеполитический ход сделает Владимир Путин? В последние годы их было немало. “Аннексия Крыма, военное участие в сирийском конфликте, стремительное ухудшение отношений с Турцией или нападки на правительство Германии путем инструментализации “дела Лизы Ф.” застали врасплох большинство западных экспертов и людей, принимающих решения”, – самокритично констатируют сотрудники берлинского Фонда науки и политики (SWP).

Этот научный институт консультирует по внешнеполитическим вопросам парламент и правительство Германии, а также ЕС, НАТО и ООН.

Сценарии не выдуманы, а додуманы

“Москва, похоже, тактически использует свою непредсказуемость для того, чтобы в практической плоскости перехватывать инициативу “, отмечают немецкие эксперты. Чтобы лучше подготовиться к следующим сюрпризам Кремля, ученые SWP прибегли к такому формату, как гипотетический сценарий. Организовали общеинститутский “мозговой штурм” (в фонде работают порядка 50 специалистов), наметили теоретически возможные повороты российской политики, провели два общих обсуждения предложенных тем, причем одно – с участием экспертов со стороны, потом сели за работу.

В результате получился опубликованный в середине июля сборник статей 14 авторов под заголовком “Возможные сюрпризы. 11 направлений, по которым может пойти внешняя политика России”. Во вступительной статье составительницы сборника Сабине Фишер (Sabine Fischer) и Маргарете Кляйн (Margarete Klein) подчеркивают, что он содержит не прогнозы, а описание экстраполированных в обозримое будущее существующих трендов: “Речь идет не о том, чтобы выдумать ситуации, а о том, чтобы додумать уже имеющиеся структуры и тенденции”.

Сборник состоит на четырех разделов: “ЕС”, “Другие регионы”, “Интернет, энергия и безопасность”, “Евразия”. В первом разделе рассматриваются два возможных сценария. В одном описывается, как Москва могла бы повлиять на результаты президентских и парламентских выборов во Франции весной-летом 2017 года с тем, чтобы ультраправый Национальный фронт стал крупнейшей партией в парламенте, а его лидер Марин Ле Пен получила от новоизбранного президента-республиканца поручение сформировать правительство. А оно проводило бы пророссийский, евроскептический и антиамериканский курс.

Попытки повлиять на выборы во Франции и Германии

“Москва имеет возможность использовать широкий арсенал инструментов: от финансовой поддержки и экономического влияния до политической дискредитации и мобилизации меньшинств”, – отмечается в статье. К аналогичному выводу приходит и второй гипотетический сценарий, описывающий инициированную Кремлем многогранную антигерманскую кампанию в преддверии предстоящих осенью 2017 года выборов в бундестаг.

При этом Москва делает ставку как на пропагандистское использование темы беженцев, так и на раскручивание тезиса о том, что в Германии вновь поднимает голову фашизм. Немаловажная роль в этом отводится российским немцам и пропутинской партии “Единство” под руководством Дмитрия Ремпеля (Dimitri Rempel). Активно развиваются также контакты с правопопулистской партией “Альтернатива для Германии” (АдГ). Как отмечается в статье, конечная цель всех предполагаемых и подробно прописанных усилий – дискредитировать канцлера Ангелу Меркель (Angela Merkel) и добиться смены нынешнего курса ФРГ на более приемлемый для Кремля.

В следующем разделе рассматриваются такие возможные сценарии: Россия грозит Сербии снять в ООН свое эмбарго на признание Косово, если Белград не прекратит сближение с ЕС и НАТО, договаривается с Токио о Курилах и заключает с Японией мирный договор и вытесняет США как ключевого партнера Ирака. Затем описываются такие гипотетические шаги, как создание вместе с Китаем и Индией сети EurasiaNet, которая раскалывает всемирный интернет на две части, выход России из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в ответ на развертывание системы ПРО в Европе и отмена Москвой монополии “Газпрома” на экспорт газа.

Либеральные реформы и националистическая внешняя политика

В разделе “Евразия” эксперты SWP рассматривают возможность российского вооруженного вторжения в Казахстан после смерти президента Назарбаева и избрания нового, националистически настроенного главы государства, прописывают схему возможного объединения Северной и Южной Осетии в Республику Аланию в составе РФ и набрасывают сценарий переформирования правительства Россию после осенних выборов в Думу.

При этом авторы статьи, составители сборника Сабине Фишер и Маргарете Кляйн, исходят из предположения, что в условиях продолжающегося экономического кризиса Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию в декабре 2016 года объявит о переформировании правительства и назначении на пост премьера Алексея Кудрина. Новое правительство провозгласит “глубокие экономические реформы” и выступит за возобновление сотрудничества с ЕС. Одновременно внешняя политика России станет еще более националистической и жесткой, включая кампании дезинформации во Франции и Германии.

Таким образом, ФРГ и Евросоюз столкнутся с неоднозначными сигналами из Москвы. В этой ситуации, подчеркивают авторы, необходимо будет понять причину этих противоречий. Что это: свидетельство конфликта в российской элите по поводу путей будущего развития страны – или всего лишь распределение ролей между технократами и силовиками, которые сошлись на том, что нужно преодолевать кризис и международную изоляцию, но нельзя отказываться от гегемонии на постсоветском пространстве.

Таковы в предельно кратком изложении те 11 внешнеполитических сюрпризов, которые, по мнению института SWP, Россия уже в ближайшее время может преподнести Германии, Европе и мировому сообществу. Впрочем, для берлинских ученых эти смоделированные ими события и тенденции уже не станут неожиданностью. Каждая статья сборника завершается достаточно подробным описанием возможных последствий для Германии и более или менее конкретными рекомендациями ее правительству.

vlad