Новости мира

Параллели с Донбассом: Каталония хочет независимости от Испании, – Дмитрий Гомон

Испания переживает нелегкие времена: после недавнего теракта в Барселоне этот же регион собирается провести референдум за независимость. Это может спровоцировать политический и конституционный кризисы.

Празднование Национального дня Каталонии (Диады) в понедельник происходило на фоне оживленных дискуссий о возможности проведения референдума за независимость. Местные власти испанской автономии пытаются повторить то, что уже удалось сделать в Шотландии.

Правда, каталонские политики верят, что их поддержит большинство, потому шотландским сепаратистам не повезло и регион остался в составе Великобритании.

Тему каталонского сепаратизма, как раньше шотландского, очень любит освещать российская пропаганда. Ее цель вполне очевидна: кремлевские рупоры пытаются сконструировать картинку объединенной Европы, которая трещит по швам, особенно после Брекзита.

Вдобавок, как считают деятели типа Киселева, разнообразные европейские референдумы за независимость позволят оправдать аннексию Крыма и “отжим” части территорий Донецкой и Луганской областей.

И проблема в том, что Каталонию никак нельзя сравнивать даже исторически ни с Крымом, ни с псевдонародними республиками Донбасса.

Откуда растут ноги у каталонского сепаратизма

Диада, которую празднуют 11 сентября каталонцы – праздник спорный. В Каталонии в этот день вспоминают о своей национальной идентичности и отличии от испанцев. Кстати, у каталонцев и свой язык, который отличается от испанского. Но исторически именно в этот день Каталония потеряла независимость: в 1714 году Барселона пала после 14 месяцев осады.

Это была последняя битва за испанскую корону между двумя альянсами европейских монархов. Тот, кого поддержали каталонцы, войну проиграл и в качестве наказания король Испании Филипп V упразднил все права и привилегии Королевства Арагона и Каталонии.

Несмотря на поражение, каталонцы сделали этот день праздником своей национальной гордости. В Барселоне они проводят демонстрацию с флагами Каталонии, много кто носит ленточки в цветах этого же флага. Возле мемориала Фосар где лес Моререс каталонцы отдают честь погибшим во время осады города и возлагают цветы к памятникам генерала Джозефа Морагуеса и защитника города Рафаэля Казановы.

Во времена диктатуры Франко праздник был запрещен, а Каталония лишена каких-либо прав автономии. Их восстановили в 1980 году регион снова получил собственное правительство, парламент, конституцию, флаг и другие атрибуты.

Современный сепаратизм

Разговоры о независимости Каталонии довольно долго носили маргинальный характер. Однако после глобального финансового кризиса 2008-2009 годов, от которого сильно пострадала Испания, они стали более системными.

До войны на востоке Украины, объясняя, чем Каталония отличается от Испании, первую часто сравнивали с Донбассом. Промышленно развитый регион всегда имел большие доходы, чем многие другие, более бедные испанские провинции. Разговоры типа “хватит кормить Мадрид” возродили среди некоторых местных жителей желание взять курс на независимость.

С 2012 года, отмечает The Guardian, Диада превратилась в откровенно политическое событие для сторонников отделения Каталонии от Испании. Празднование начало сочетать в себе одновременно элементы карнавала, демонстрации и протеста.

“Диада – это исторический день самоутверждения и самовыражения. Это символическое упоминание о свободе, которая была потеряна 300 лет назад”, – цитирует издание президента Каталонской национальной ассамблеи Джорди Санчеса. Его организация является одной из ведущих, которые выступают за независимость края.

Повторить Шотландию

Мощный импульс для каталонских националистов дал референдум за независимость Шотландии, проведенный в 2014 году. Однако в отличие от Великобритании, центральное правительство Испании не намерено разрешать подобное действо.

В Мадриде указывают на конституцию (которой у Великобритании нет), где сказано, что судьбу того или иного региона должен решать общенациональный, а не местный референдум. И пользуясь этой нормой, испанское правительство блокирует все попытки каталонского руководства провести референдум.

Тем не менее, его таки собираются устроить и уже назначена дата – 1 октября. Правительство автономии во главе с Карлосом Пиджемонтом подписало декрет, а местный парламент в тот же день одобрил. Большинство там имеют партии, которые выступают за отделение Каталонии от Испании.

На следующий день конституционный суд Испании приостановил действие принятого каталонцами закона о референдуме. Он заявил, что изучит его на соответствие конституции. И его решение легко предсказать, ибо все предыдущие подобные законы он уже блокировал.

Вторая попытка

В 2014 году каталонское правительство уже пробовало устроить референдум. После противостояний с Мадридом оно отказалось от своего намерения и вместо этого провело символический “референдум” без юридических последствий, назвав его опросом общественного мнения.

Нынешние руководители правительства настроены более решительно, по крайней мере на словах. Президент Женералитету Каталонии Карлос Пиджемонт заявил, что готов сесть в тюрьму, но от проведения референдума не откажется.

Премьер-министр Испании Мариано Рахой настроен не менее решительно. “Никакого референдума по самоопределению в Каталонии не будет. Что является незаконным, не является демократичным”, – заявил он 7 сентября.

Кроме того, испанская прокуратура готовит иски к Пиджемонту, членов правительства и парламента по поводу неповиновения и злоупотребления властью. Полиция же провела обыски в редакциях двух местных газет и типографии – очевидно, искали образцы бюллетеней для голосования на референдуме.

Власти автономии объявили, что в Национальный день Каталонии мобилизуют все возможные ресурсы. “В понедельник мы поразим их, мирно и демократично, как всегда”, – заявил Карлос Пиджемонт.

Относительно настроений самих каталонцев по поводу независимости, то они противоречивы. И даже социологические опросы не добавляют ясности. Например, в июле были такие данные: 49% против независимости и 41% за. На прошлой неделе другой опрос показал, что за независимость готовы голосовать 72% каталонцев.

А недавний опрос, проведенный по заказу газеты El Pais, которая выступает против референдума, показал, что 56% каталонцев считают его незаконным, а результаты, если он будет проведен – недействительными.

И как бы не бурлили политические страсти в Каталонии, войны за независимость региона не будет. Возможно, российским пропагандистам и хотелось бы крови, как на Донбассе, но это совсем другая история.

Там не будет “ополченцев”, которых создаст соседняя страна, скажем, Франция, и будет поставлять им оружие и “отпускников”. И никто не будет выгонять испанцев, отбирая их квартиры и автомобили.

regional