Новости мира

20 лет спустя: последствия переизбрания Ельцина ощущаются и сегодня – DW

20 лет назад президентом России на второй срок избрали Бориса Ельцина. Чтобы не допустить реванша коммунистов, политики объединились с бизнесом и СМИ. Последствия этого ощущаются до сих пор.

Двадцать лет назад, 3 июля 1996 года, Борис Ельцин набрал во втором туре президентских выборов в России 53,8 процентов голосов и был переизбран на пост главы государства.

Несмотря на довольно убедительный отрыв в 13 процентных пунктов от кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова, эта победа была далеко не само собой разумеющейся. То, как проходила та избирательная кампания, вызывало и вызывает вопросы, а ее последствия ощущаются до сегодняшнего дня.

Объединение сил олигархов в 1996 году стало “одним из решающих факторов дальнейшего развития” страны, подчеркнул в беседе с DW главный редактор журнала Osteuropa (“Восточная Европа”) Манфред Заппер (Manfred Sapper). В результате слияния политики и экономики у избранных политиков появились обязательства перед большим бизнесом. “Разумеется, это сильно повлияло на отношения между независимыми СМИ и политическими структурами”, – отметил далее Заппер.

В то время плюрализм выражался в том, что “разные олигархи контролировали разные телеканалы”, добавил он. При этом мнения и форма подачи информации нисколько не различались на разных телеканалах, все они вещали в унисон. Тогда это вовсе не было целью, но, по сути, зачатки этого процесса уже можно было заметить, подытоживает Заппер.

Экономический провал

Новая Конституция РФ, принятая в 1993 году, провозгласила принципы демократии, рыночной экономики и соблюдение прав человека. Это означало радикальные изменения в стране. Плановую экономику сменила рыночная. Как следствие – свободные цены привели к гиперинфляции. Многие потеряли работу и – из-за девальвации рубля – сбережения и средства к существованию.

Радикальные экономические и политические реформы хотя и были “в теории убедительно просчитаны заранее”, однако не привели к “быстрому экономическому подъему и к созданию парламента, поддерживающего это правительство”, указывает Герхард Зимон (Gerhard Simon) из Университета Кельна. Итогом стало резкое снижение популярности Ельцина, что сыграло на руку Зюганову, который выступил с антиреформационным курсом.

“Голосуй или проиграешь”

В этот период радикальной трансформации лишь немногие благодаря ловкости и отсутствию малейшего стеснения сколотили себе гигантские состояния. Возникла новая группировка, которая, благодаря своей экономической мощи, все больше начала влиять на политику – российские олигархи.

Журналист Андрей Фадин ввел в обиход новое слово – “семибанкирщина”, обозначавшее группу из семи наиболее влиятельных банкиров, влиявших на политический процесс. Таким образом он провел историческую параллель со Смутным временем (1598-1613 годы), с Семибоярщиной – своеобразным переходным правительством из семи бояр, которые фактически руководили Россией в 1610-1612 годах. К семи банкирам Фадин отнес, в частности, Бориса Березовского, Владимира Гусинского и Михаила Ходорковского.

Олигархи прекрасно осознавали риск возвращения к советскому времени, им было что терять. Владея СМИ (к примеру, телеканалами ОРТ и НТВ), они на время выборов отложили в сторону свои разногласия и, объединившись, дали старт кампании в поддержку Ельцина под лозунгом “Голосуй или проиграешь”.

Бориса Ельцина, у которого уже были серьезные проблемы со здоровьем, убедили баллотироваться еще раз. В ходе избирательной кампании он объездил всю страну: выступал с речами, посещал заводы и танцевал на концертах. Точь-в-точь как его коллеги-политики на Западе.

Гражданин или журналист?

Журналист и член правления правозащитной организации “Репортеры без границ” Джемма Пёрцген (Gemma Pörzgen) рассказывает: “В тот момент явно ощущался страх еще возможного ограничения свободы, хотелось предотвратить возвращение к коммунистическому прошлому. При этом речь не шла об ограничении свободы слова, которая еще была при Ельцине и была ограничена лишь с приходом к власти Путина”.

Риск возможной победы коммунистов на выборах многие журналисты оценивали как очень высокий, вспоминает Пёрцген тогдашние разговоры с коллегами. “Оглядываясь сегодня на тот период, становится ясно, что произошла смена ролей. Многие журналисты, прежде всего в качестве граждан России, заняли позицию против коммунистов и за Ельцина. При этом забыв о своей главной журналистской задаче – рассказывать о событиях как можно нейтральнее”, – указывает Пёрцген.

Герхард Зимон в свою очередь отмечает: “Ельцин был меньшим злом по сравнению с Зюгановым, и с сегодняшней точки зрения меньшим злом по сравнению с Путиным”. Был сделан выбор “в сторону дальнейшего демократического развития России”. По словам Зимона, Ельцин, несмотря на всю критику в его адрес, “все же был человеком, который не хотел полностью искоренить оппозицию. Он был политиком, который никак не ограничивал свободу слова”.

В тисках олигархов

Пакт с олигархами сыграл решающую роль в переизбрании Ельцина. В результате коммунисты стали стремительно терять влияние. И все же Ельцин не смог продолжить процесс демократизации, поддерживать своих либеральных последователей. Испытывая проблемы со здоровьем и политически находясь в тисках олигархов, он изменил свое мнение о Борисе Немцове, которого ранее открыто называл своим преемником, В августе 1999 года Борис Ельцин объявил, что на его место придет Владимир Путин, которого поддерживали Березовский и окружение Ельцина.

Путин не станл продолжать политический курс первого президента России. Олигархи постепенно лишились политического влияния, их место заняли друзья нового президента. В ходе правления Путина Россия, по оценке правозащитников, начнет становиться более авторитарной и антилиберальной. Фундамент был заложен именно в ходе президентской кампании 1996 года, когда политика слилась с бизнесом, а СМИ транслировали лишь одну точку зрения, констатируют экперты.

Манфред Заппер подчеркивает: “Генерального плана реформирования крайне милитаризированной, многонациональной империи не было ни у кого. Это происходило методом проб и ошибок. В начале 1990-х годов, даже в 1996 году, никто не мог гарантировать, что этот процесс пройдет незаметно”.

vlad