Низкие цены на нефть могут привести к радикальному пересмотру бюджета России.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев распорядился использовать 500 млрд рублей из Резервного фонда страны с целью замещения недополученных в казну доходов, и выполнения бюджетных обязательств, передают российские медиа. Об этом он заявил, выступая 11 февраля на совещании, где обсуждался прогноз социально-экономического развития РФ на 2015 год, передает «Голос Америки».
Еще в декабре прошлого года глава Министерства финансов России Антон Силуанов предполагал, что обозначенной Медведевым суммы, скорее всего, окажется недостаточно.
В среду же глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сообщил, что доходы бюджета России снизятся в нынешнем году на 2,34 триллиона рублей, информирует ТАСС. По мнению министра, дефицит бюджета может быть полностью покрыт средствами из Резервного фонда.
Возникает естественный вопрос, сколь долго можно черпать из этого колодца?
По данным старшего научного сотрудника Института экономической политики имени Гайдара Сергея Жаворонкова, Резервный фонд на 1 января составлял 4,3 триллиона рублей.
«Примерно таким же он был и в 2008-2009 годов, сократившись на пике кризиса до менее чем триллиона рублей, – добавил эксперт, – Но потом цена на нефть начала расти, и ситуация стабилизировалась».
Насколько понимает Жаворонков, российские власти рассчитывают именно на такой же сценарий развития событий.
«То есть за счет резервного фонда в течение, скажем, как минимум года профинансировать дефицит бюджета, после чего надеяться на то, что цена на нефть подрастет», – констатировал он.
В этой связи экономист напомнил про особенность ценообразования на нефть.
«Она состоит в том, что хотя падение цен может быть довольно резким, но длится не очень долго, – пояснил он. – Сейчас они упали в два раза, а в 2008-м даже больше. Однако по опыту прошлых лет такое положение обычно продолжается не более полутора лет, после чего статус-кво восстанавливается».
Жаворонков признался, что не готов особенно критиковать правительство непосредственно за факт использования Резервного фонда.
«Он, в общем-то, для этих нужд и предназначен, – заметил он. – Хотя, конечно, правительство могло бы сокращать и расходы – прежде всего, совершенно раздутые расходы на оборону и безопасность, которые составляют треть бюджета. В сумме это более пяти триллионов рублей».
По его оценке, такие бюджетные пропорции редко встречаются.
Директор Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова уверена, что Резервный фонд России сейчас не пополняется, а только тает.
«За прошлый год был получен большой доход от переоценки, – подчеркнула она. – Тем не менее, по прогнозу у нас выпадающие доходы бюджета оцениваются в сумму от 2 до 2,5 триллионов рублей».
Что касается 500 миллиардов, то, по мнению экономиста, это только первый шаг.
«Эта сумма была заложена в законе о бюджете на 2015-й год, который пока еще не пересмотрен, и это лишь начало процесса, – утверждает она. – Если подобная ситуация сохранится в следующем году, то в течение двух лет Резервный фонд будет исчерпан».
Что же тогда? Наталья Акиндинова думает, что продолжится секвестр бюджетных расходов.
«Но, возможно, пойдут на какие-то меры, связанные с монетарным финансированием, что опять же негативно скажется на экономической ситуации в стране, на инфляции, – предположила она. – На самом деле, и то, и другое плохие выходы, но при низких ценах на нефть в среднесрочном плане требуются радикальные шаги, чтобы сбалансировать бюджет».
В данной ситуации, как ей представляется, перед страной со всей прямотой встает проблема выбора: пушки или масло?
«Сейчас (в правительстве) приоритет – оборонные расходы, – продолжила Акиндинова. – Поэтому, видимо, будет происходить сокращение социальных статей. Уже поднимается вопрос о реформировании пенсионной системы. Также в очередной раз могут пострадать программы образования и здравоохранения».
Кроме того директор Института «Центр развития» указала, что еще есть резервы, связанные с национальной экономикой.
«Но, я полагаю, что здесь речь скорее может идти о частичном финансировании этих расходов за счет проектов из ФНБ (Фонд национального благосостояния) России, который, в общем-то, тоже конечен», – резюмировала она.
Впрочем, британский еженедельник The Economist выразил сомнение относительно доступности средств ФНБ для экстренных нужд российского правительства. По сведениям издания, на ноябрь 2014 все средства фонда (около 80 млрд долл.) оказались вложены в различные долгосрочные проекты.
Ранее независимые аналитики назвали примерные сроки истощения валютных резервов России. Согласно аналитической записке исследовательской компании Capital Economics, объем запасов снизится до «неприемлемых» $100 млрд к концу 2016-го или началу 2017 года. И это в том случае, если ситуация в экономике не ухудшится, уточнили эксперты.
С начала 2014 года по середину января 2015-го золотовалютные резервы страны снизились с $510 млрд до $379 млрд, что стало самой низкой отметкой с весны 2009 года.