Новости мира

“Табакеркой в висок или дворцовый переворот”: Орешкин рассказал о судьбе Путина и российских элит

Российскому президенту Владимиру Путину было не так уж важно, как зовут премьера

Такое мнение выразил известный российский политолог Дмитрий Орешкин.

Желание Путина о сохранении власти в будущем абсолютно реализуемо. Потому что, если вдруг появится какая-то альтернатива в элитных кругах, она немедленно будет вычислена и уничтожена. Так что свергнуть Путина или отобрать у него власть против его воли будет так же сложно, как и у Брежнева или Сталина. При Сталине все было напичкано шпионами, и репрессивный аппарат отслеживал любого, кто вызывал хотя бы тень подозрения у Сталина. А элиты при Брежневы понимали, что лучше его не менять.

Так что нынешние российские элиты могут сколь угодно критически относиться к Путину, но они никогда не позволят себе проявить это публично, потому что иначе их немедленно вышвырнут из этого элитного круга. Не на Колыму, как в сталинские времена, а просто из политического круга.

Путин власть сохранит. Если, конечно, он захочет ее сохранить – мало ли что у человека бывает, может, он захочет почувствовать себя загнанным в тупик и покончить жизнь самоубийством. Но, в любом случае, это будет исключительно его решение, а не навязанное ему. Путин не подчиняется демократическим нормам сменяемости власти. Идея ограничения его полновластия никак не связана с конституционными или юридическими правами.

Функционал только такой: табакеркой в висок или дворцовый переворот. Только подобными способами можно прервать такую силу власти, как у Путина.

Что касается перемен в элитах, то они – вторичны. Они являются оперяющими следствиями решения Владимира Путина сохранить власть.

В конце концов, Путину было не так уж важно, как зовут премьера. Премьер Медведев обиделся на то, что, по-видимому, ему уже никогда не бывать президентом, что предусматривалось какими-то неформальными договоренностями в прошлом, и на что он, в общем-то, надеялся. После выступления Путина стало понятно, что он никуда уходить не собирается. И Медведев взбрыкнул – немедленно заявил о своей отставке. Для Путина это если и стало сюрпризом, то не критическим.

Теперь на место Медведева назначен Мишустин. Функционально от этого ничего не изменится, потому что Мишустин – еще менее способный к самостоятельной политике человек, чем Медведев.

В целом, изменения – советские. Кадровый состав правительства говорит о том, что экономика будет строиться по отраслевому принципу, как в советские времена, централизация будет увеличиваться, развиваться будут только национальные проекты, то есть то, что придумывается, финансируется, организуется и обеспечивается кадрами в столице. Это означает возврат к советской централизации, когда в Москве что-то планируется и строится, а голос всех остальных территорий вторичен, если не третичен. Это – повторение брежневской системы приоритетов, когда именно в Москве решили, что нужно строить БАМ, выделяли деньги и строили его в течение долгих лет.

Это – довольно тупиковая ветвь, но Путину она нравится, и он эту систему восстанавливает. Соответственно, первый вице-премьер Андрей Белоусов будет реализовывать эти “национальные проекты”, которые заведомо обречены на неудачу. Например, национальный проект “демография” явно не выполнен. Достаточно вспомнить хотя бы обещание догнать и перегнать Португалию по ВВП на душу населения, с которым Путин пришел к власти 20 лет назад. По итогам 2019 года, Португалия занимает 42-ое место по этому показателю, а Россия – 49-ое, то есть не догнали.

innika