Новости мира

Шансы России распасться на куски снижаются, – Виталий Портников

Возможно, Россия, еще может потерять Кавказ и часть Поволжья, но на этом угрозы распада фактически заканчиваются, считает журналист.

Будущее у России непростое, но это зависит от многих факторов, которые нам сейчас трудно понять и анализировать. Это связано с тем, насколько российское руководство ясно осознает реальный уровень вызовов, которые стоят перед их государством. Я этого не знаю.

Второе – как долго продержится сам режим Владимира Путина. Ясно, что режим Путина – это не тот режим, который будет реформироваться. Третье – это то, насколько россиянам удалось ассимилировать другие народы Российской Федерации и сформировать у них ощущение России как своей родины. И ощущение себя не просто как россиянина, а как русского. Я считаю, что за последние 27 лет в этом процессе удалось достичь намного больших результатов. Когда эти бурятские ребята появляются в Донбассе, они не идентифицируют себя как те, кто отличаются от остальной России. В советское время такого не было. Это была Бурятская автономная республика, жила в каком-то другом мире. Возможно, она не сильно развивалась, но сохраняла свою идентичность. В большинстве российских республик эта идентичность уменьшается и они превращаются в обычное русское население. С этой точки зрения у России есть намного больше возможностей сохраниться даже в результате сильного кризиса, чем это было в 1991-м году. Вот тогда Россия имела все шансы распасться на куски. Сегодня такого шанса уже нет.

Ясно, что Россия еще может потерять Кавказ и часть Поволжья, возможно. Но на этом угрозы фактически заканчиваются и уменьшаются. В этом смысле это тоже может определять дальнейшую судьбу России. Российская агрессивность и желание присоединять другие территории всегда были путем к самосохранению. Потому что другого пути для развития у России никогда не было, как и для любой многонациональной империи. Если окажется, что Россия – страна консолидированная, что ей самой ничего не угрожает, а народы, которые ее окружают, не воспринимают себя как часть русского мира, возможно, этот уровень агрессивности и уменьшится.

Оксана Ельченко