Зарплаты топ-менеджеров крупных украинских компаний растут так же стремительно, как и у их зарубежных коллег. Среднее и нижнее звенья отечественного капитализма растут крайне медленными темпами, - пишет Максим Бироваш в журнале "Корреспондент".
Пятый год подряд журнал Корреспондент публикует рейтинг окладов и премий офисных сотрудников в разных отраслях – как на украинском рынке, так и в странах Европы, в России и Китае. Это исследование также дает возможность сравнить нынешний уровень зарплат с прошлогодним. Как и в 2011 году, рейтинг составлен совместно с консалтинговой компанией Hey Group, которая проводит эти исследования более чем в 90 странах мира.
Как мы считали
Данные по заработным платам собирались по состоянию на 1 мая 2012 года, а премии, фактически выплаченные за период май 2011-го – апрель 2012-го. В исследовании приняли участие 323 компании различных секторов экономики, расположенных в столице, городах-миллионниках, областных и районных центрах. 65 % респондентов – транснациональные корпорации, 35 % – местные компании. В рейтинге представлены сведения о среднестатистическом размере годового совокупного вознаграждения (оклад + надбавки + фактически выплаченные премии / бонусы) в долларовом эквиваленте за месяц до уплаты налогов.
При проведении сравнения с зарплатами прошлого года следует учитывать изменения в выборке, которая не совпадает на 100 %, а также тот факт, что многие компании внесли существенные коррективы в структуру вознаграждения и численность персонала, что не могло не повлиять на общую статистику. В этом году, как и в прошлом, исходя из очень большой разницы в зарплатах в зависимости от региона, в России и Китае использовалось не понятие общего рынка, а ключевые ориентиры: столица Москва для России и главные города – Пекин, Шанхай, Гуанчжоу – для Китая. При этом в зависимости от должности и региона вознаграждения в других городах этих стран могут быть на 10-70 % ниже.
Корреспондент и международная консалтинговая компания Hay Group исследовали уровень зарплат и их динамику за последний год в ключевых отраслях Украины и нескольких других странах.
Требуется опытный программист, умеющий хорошо продавать и управлять компанией. Это собирательный образ идеального работника, которого спят и видят начальники отделов кадров большинства украинских фирм.
Такой вывод можно сделать по результатам ежегодного обзора рынка заработных плат и компенсаций в разных сегментах национальной экономики, который сделала международная рекрутинговая компания Hay Group Ukraine, специализирующаяся на консалтинге по вопросам управления.
Список самых высокооплачиваемых работников возглавляют управленцы высшего звена, IT-специалисты, менеджеры по продажам и кадровики. Больше всего за год выросли зарплаты этих специалистов в сфере сетевой торговли, в банках и на производстве.
Но знаковым 2012 год для специалистов HR стал в связи с увеличением спроса на профессионалов в области маркетинга, рекламы и строительства. В период кризиса эти области финансировались по остаточному принципу, а стройбизнес и вовсе был в глубокой коме. Теперь, после нескольких лет застоя, их зарплаты растут значительно быстрее.
Впрочем, Татьяна Рыбчинская, специалист из Hay Group Ukraine, утверждает, что увеличение зарплат не носит тотального характера. “Массовые повышения для всей компании практически сошли на нет, – отмечает рекрутер. – Изменения касаются больше ключевых сотрудников, более ценных для организации с точки зрения их вклада, знаний, умений, компетенции”.
За длинным рублем
Александре Беляевой потребовался год, чтобы сделать то, на что у других уходит куда больше времени. Не дождавшись достойной оценки своего труда на прежнем рабочем месте, на новом – в компании МТС Украина – она заняла кресло старшего эксперта в отделе продаж, получила повышение зарплаты и теперь готовится к дальнейшему профессиональному росту.
Карьерная эволюция соискателя отображает ключевые тенденции рынка труда – хорошо платят только самым дефицитным кадрам. На первом месте по темпам роста зарплат стоят топ-менеджеры. По данным Hay Group Ukraine, оплата труда генеральных директоров в IT-секторе достигла среднего показателя $ 11 тыс., на $ 1 тыс. меньше получают руководители компаний – производителей товаров широкого потребления, а третье место с $ 8,2 тыс. в месяц досталось главам банков.
Впрочем, космические по украинским меркам заработки меркнут на фоне зарплат на аналогичных позициях за рубежом. В Польше гендиректор может в среднем рассчитывать на $ 35 тыс., а в столице северной соседки Москве белый воротничок высшего ранга получает $ 23 тыс. За белыми воротничками с минимальным отставанием идут IT-специалисты. Доходы высококвалифицированных разработчиков, занятых непосредственно в IT-отрасли, в сравнении с прошлым годом возросли на 89 %, достигнув отметки $ 1,2 тыс. “Многие украинские разработчики работают на аутсорсинге с крупнейшими IT-компаниями мира, и их зарплата зависит от проекта, в котором они участвуют”, – объясняет такой рост Рыбчинская.
На самых денежных рынках мира компьютерщики получают значительно более высокие оклады. Например, в Германии среднемесячный доход программиста – $ 5,6 тыс., в Словакии и Польше – $ 1,9 тыс. и $ 1,8 тыс. соответственно. По данным международного кадрового агентства Head Hunter, IT-специалисты и руководители высшего звена традиционно возглавляют список самых высокооплачиваемых сотрудников, а также реестр наименее заполненных вакансий на украинском рынке труда.
Ставки украинских компьютерных гениев, очевидно, будут стремительно расти. В Head Hunter отмечают, что спрос на таких специалистов традиционно высок. Ежемесячно в Украине остаются открытыми около 3 тыс. вакансий в IT-области, одной из самых прогрессивных.
Третье место в зарплатном рейтинге заняли директора по кадрам. В Украине в среднем их доходы за год выросли вполовину – до $ 3,1 тыс. Причем в IT-компаниях специалист по трудовым резервам стоит на $ 1 тыс. дороже, чем в среднем по рынку. В Европе больше всего кадровики ценятся педантичными немцами – до $ 10 тыс. в месяц. Немало – около $ 8,4 тыс. – рекрутеры получают и в Москве, где ценность HR-директоров выросла за последний год на треть.
Директор рекрутинговой компании Форсаж Елена Грищук уточняет, что самые высокие зарплаты в Украине фиксировались в агропромышленном комплексе, в банках, инвестиционных компаниях и крупных холдингах. По наблюдениям Алены Мельник, специалиста по подбору персонала индустриального департамента кадрового холдинга Анкор в Украине, список редких, а значит, высокооплачиваемых кадров менялся в течение всего года.
Например, в связи с изменениями в национальной системе технического регулирования существенно вырос спрос на специалистов по стандартизации и сертификации, которые должны были помочь отечественному бизнесу вписаться в новые нормативные рамки. Также после летних отпусков, с началом нового делового сезона, компании увеличили набор строителей и работников транспорта.
Лидерами по набору штата и повышению оплаты труда в Украине являются крупные отечественные холдинги. Как сообщила Корреспонденту Ольга Бережная, директор по управлению персоналом МТС Украина, в этом году компания подняла зарплаты в среднем на 10 %, а у самых эффективных сотрудников рост составил 20%.
“Повышение зарплат для нас не просто поправка на инфляцию, – отмечает кадровик. – Наиболее существенно по сравнению с прошлым годом выросла минимальная зарплата – на 25%, до 5 тыс. грн”.
Аналогично поступили в компании самого богатого украинца, Рината Ахметова, – Систем Кэпитал Менеджмент (СКМ). По данным СКМ, средняя заработная плата по компаниям группы за последние три месяца текущего года выросла на 20 %, добравшись до отметки 5,8 тыс. грн. Это почти на 80% выше, чем в целом по стране.
Специалист по связям с общественностью компании СКМ Анатолий Евтушенко отмечает, что наибольшие доходы в Метинвесте и ДТЭК (обе структуры входят в СКМ) – у металлургов и энергетиков. Почетный президент Мет инвеста и по совместительству губернатор Днепропетровской области Александр Вилкул говорит: рынок зарплат в корпоративном секторе, даже среди рабочих специальностей, подтягивается к мировым стандартам.
– Квалифицированный токарь – минимум $ 1 тыс., – приводит пример Вилкул.
– Где такие зарплаты? – спрашивает Корреспондент.
– Везде, – молниеносно отвечает губернатор. – Найдите квалифицированного токаря на зарплату ниже $ 1 тыс. Это невозможно. Основные рабочие специальности, начиная с горнорабочего очистного забоя и заканчивая машинистом экскаватора, – в Днепропетровской области меньше $ 1 тыс. зарплаты нет.
Ложка дегтя
И все же за высокими цифрами заработных плат топ-менеджеров, достойными доходами представителей среднего звена компаний и даже удовлетворительным окладом золотых рук отечественной индустрии виднеется дыра большого провала.
По словам Рыбчинской, несмотря на то что в следующем году 84 % предприятий планируют повышение зарплаты минимум на 10 %, фактическое увеличение доходов отстает от уровня инфляции и с каждым годом замедляется. Как следует из выводов исследовательского центра Economist Intelligence Unit, в 2012-м в Украине при 8 % официальной инфляции средний рост оплаты труда составляет 5,9 %.
По мнению бывшего первого заместителя министра социальной политики и труда Павла Розенко, кроме съедающей доходы украинцев инфляции ситуацию усугубляет государственная политика “дешевой рабочей силы” с закладыванием в госбюджет минимальной заработной платы.
В 2012 году минимальный заработок соотечественников составлял 1,1 тыс. грн. (105 евро), что мало не только по сравнению с государствами Западной Европы, но даже с соседними странами, стартовавшими с тех же позиций, что и Украина. Например, по данным европейского статистического бюро Eurostat, официальная минимальная зарплата в России составляет 115 евро, в Литве – 231, в Венгрии – 295, в Чехии – свыше 310, в Польше – 336 евро.
Отталкиваясь от этого официального минимума, продолжает Розенко, формируются не только зарплаты для 4,5 млн тружеников бюджетной сферы, получающих в среднем около 3,1 тыс. грн., но и для остальных украинцев, работающих в частном бизнесе.
“То есть если, к примеру, в госбольнице медсестре платят 1,2 тыс. грн. и она продолжает работать, то в частной клинике ей предложат не больше 1,5 тыс. грн., – раскрывает секреты глобального бухучета Розенко. – Зачем им [частным предпринимателям] платить своим сотрудникам намного больше, чем на госпредприятиях?”
Гендиректор Hay Group Eastern Europe Валерий Марцинович считает, что одна из причин скромных окладов миллионов украинцев – низкая производительность труда. Согласно результатам исследований Международной организации труда, уровень производственного КПД выводит Украину на 88-е место в списке из 121 тестируемой страны.
“И не потому что украинцы ленивые, а из-за устаревшей технологической базы самих предприятий, – говорит Розенко. – Если кто и хочет уменьшить себестоимость своей продукции, то не может в силу отсталости технологий”.
Если в странах, где предприятия оснащены современным технологическим оборудованием, в металлургии, например, на одного работника приходится 575 т выплавленной стали, то в Украине за такой же период – 198 т. Иными словами, чтобы получить тонну проката, в Западной Европе нужен один сталевар, а в Украине – не менее четырех.
В Евразийском банке развития уровень производительности труда в государствах СНГ все еще называют низким по сравнению с западными показателями. В 2010 году в среднем работающий украинец привнес в ВВП страны $ 17,8 тыс., россиянин – $ 37,6 тыс., американец – $ 103 тыс.
Как результат, украинский бизнес обладает весьма скромными ресурсами для инвестирования в модернизацию предприятия и, как следствие, повышения эффективности производства и принципиального роста зарплат.
В качестве примера правильной государственной стратегии Розенко приводит действия властей Китая. Заманив инвестора дешевой рабочей силой, китайцы построили современную промышленность, а после стали поднимать зарплаты гражданам. Тем самым они обеспечили рост покупательной способности и развитие внутреннего рынка.
“У нас же никто в людей не вкладывает, и украинские зарплаты сейчас в пересчете остаются на уровне 1950-1960 годов прошлого века”, – заключает Розенко.
Ставка на бонусы
По данным Hay Group Ukraine, ограниченные в свободных деньгах компании пытаются сохранить и привлечь самых полезных сотрудников не только ростом оплаты труда, но и нематериальными стимулами. Согласно результатам исследования Employer Brand Benchmarking Research 2011, проведенного порталом rabota.ua, нематериальные способы мотивации сотрудников – условия для личностного и профессионального роста – стоят на втором месте по эффективности после зарплаты. Также в перечень основных факторов, способных сделать сотрудника максимально лояльным к работодателю, входят комфортные условия труда, возможность корпоративного обучения, карьерного роста, наличие льгот и имидж компании в СМИ.
Бретт Минчингтон, основатель и управляющий компанией Employer Brand International, которая консультирует украинских кадровиков по вопросам брендирования работодателей, уверен, что в будущем именно нематериальные формы мотивации будут играть определяющую роль.
“Это тренд, который изменит нашу жизнь, – говорит Минчингтон. – Если сейчас в Украине большинство работников в качестве основной мотивации называют денежный фактор, то уже через три года вы увидите, как ситуация кардинально изменится. Америка пережила это десять лет назад, Австралия – пять лет назад. И Украина стремительно к этому движется. Деньги отойдут на второй план”.
Например, в Intecracy Group, крупнейшем в IT-консорциуме, объединяющем шесть украинских компаний, сотрудников за счет работодателя учат английскому языку, снабжают страховыми полисами и оплачивают занятия в фитнес-клубе.
В МТС Украина социальный пакет, помимо медстраховки, бассейнов и спортзалов, включает льготный режим мобильной связи для членов семей сотрудников компании. Инновацией же стало ежегодное начисление лучшим сотрудникам на пенсионный счет своеобразной премии от работодателя. “По истечении трехлетнего срока человек сможет распоряжаться деньгами по своему усмотрению – снять их со счета или накапливать далее, – поясняет смысл бонуса Ольга Бережная, директор по управлению персоналом МТС Украина. – Это дополнительный инструмент удержания ценных кадров”.
Шкурный интерес
Размер зарплаты – ключевой фактор при выборе работы для украинцев
(доля опрошенных/критерий при выборе работы)
87% – уровень зарплаты
53% – личностный и профессиональный рост
51% – карьерный рост
43% – официальное трудоустройство
35% – комфортные условия труда
29% – официальная (белая) зарплата
29% – обучение
29% – корпоративная культура
23% – рабочий график
20% – льготы
19% – место расположения офиса
15% – позиция компании на рынке
7% – имидж компании в СМИ
Данные портала rabota.ua.