Новости рынков

Выкручивание рук: Россия начинает новые торговые “войны” против Украины, – эксперты

Эксперты объяснили, почему претензии России по поводу качества украинского сыра - это политика.

Не успел разрешиться “шоколадный” конфликт Москвы и Киева, в центре которого оказалась продукция компании “Рошен”, как Роспотребнадзор выдвинул очередные претензии к украинским продуктам. На этот раз – к мороженой говядине и сырам, в которых якобы были обнаружены антибиотики.

Политологи рассказали, чем могут быть вызваны очередные претензии к украинской продукции, являются ли они продолжением “торговых войн”, обоснованы они, либо имеют исключительно политический контекст.

Все опрошенные эксперты считают, что основа торговых конфликтов с РФ – именно политика. Так, аналитик Александр Палий уверен, что очередной виток торговых конфликтов между Россией и Украиной вызван нежеланием Киева присоединиться к Таможенному союзу и стремлением развивать более тесные отношения с ЕС. В то же время, по мнению политолога, торговые “войны” как инструмент давления России постепенно становятся менее действенными.

Профессор политологии Алексей Гарань также убежден, что РФ использует торговые вопросы, в том числе, связанные с санитарным контролем, в политических целях, и оказывает давление на Украину.

А эксперт-международник Григорий Перепелица прогнозирует нарастание давления Москвы на Киев с использованием самых разнообразных инструментов, в том числе, многочисленных торговых “войн”.

К чему приведет “политика выкручивания рук”?

“Сырные претензии” России – это чистой воды манипуляция, вызванная нежеланием Украины присоединяться к Таможенному союзу и ее стремлением подписать соглашение с ЕС, убежден политический аналитик, эксперт по международным вопросам Александр Палий. По его мнению, это, прежде всего, элемент давления России на Украину.

“Мы видели немало примеров подобного давления, обусловленного политической линией стран – на Молдову, Грузию. Россия использует торговлю как политический инструмент, потому торговать с ней нужно очень осторожно, чтобы не попасть в зависимость от этих торговых отношений”, – уверен эксперт.

При этом торговля может использоваться как деликатный инструмент, а может – как грубый, подчеркнул он. Во втором случае, этот способ борьбы серьезно снижает значение торговли как таковой и рынка, с которого могут “выбросить” в любую минуту.

Действия России эксперт называет “политикой выкручивания рук”, и она, по его мнению, не добавляет уважения к международным институциям, которые РФ организовывает. Ведь подобная политика продолжится в любом случае, даже если Киев пойдет на уступки Москве, считает Палий.

Потому он убежден, что в “сырных” и “конфетных” претензиях к Украине – исключительно политика, и нет никаких объективных оснований.

“Все покупают наши конфеты в России. Ассортимент среднего российского городка, как правило, более бедный, чем ассортимент среднего украинского городка. Всем все подходит – и казахам, и белорусам, и полякам, и даже американцам. А у россиян вдруг возникают какие-то претензии. Это то же, что было с претензиями России к грузинскому вину: вино ведь хорошее, качественное, с тысячелетними традициями. Но претензии можно выдвинуть и к наилучшим продуктам”, – отметил политолог.

Однако Палий подчеркнул, что Украине ничего не нужно опасаться в отношениях с Россией, поскольку та, по его мнению, уже в значительной степени девальвировала свои возможности “выкручивать руки” с помощью экономики.

“Наш экспорт в Россию на сегодняшний день составляет всего 23% от всего экспорта (за январь-май этого года). То есть, происходит диверсификация. В середине 90-х более 50% нашего экспорта было в Россию. Если Россия будет работать в том же духе, то для нас рынки Азии, Африки, Ближнего Востока будут важнее, чем российский”, – подытожил Палий.

Зачем России торговые конфликты?

Комментируя российские претензии к украинским продуктам, научный директор Школы политической аналитики Киево-Могилянской академии Алексей Гарань подчеркнул, что на постсоветском пространстве сейчас происходят торговые войны, которые инициируются, прежде всего, со стороны РФ.

Эксперт обратил особое внимание на то, что неспециалисту крайне сложно судить, оправданы или нет технологические обвинения, потому политологи могут комментировать эти темы очень осторожно. В то же время, все равно, возникают вопросы по поводу самого порядка предъявления претензий.

“То они предъявляются, то снимаются, то Россия, как в случае с Порошенко (продукцией “Рошен” – ред.), говорит, что были технологические нарушения, а другие страны Таможенного союза (Белоруссия и Казахстан) отмечают, что никаких нарушений не было. Поэтому мы можем говорить о том, что Россия использует торговые вопросы, в том числе, и вопросы санитарного контроля, в политических целях либо для оказания политического или экономического давления”, – отметил политолог.

РФ действует так для получения каких-либо уступок, объясняет Гарань.

“Если говорить о Порошенко, то аналитики склонялись к тому, что Россия пытается оказать символическое давление на человека, который известен своей европейской ориентацией, который поддерживал подписание Соглашения об ассоциации с ЕС и на посту министра иностранных дел при “помаранчевых”, и на посту министра экономики в правительстве при президенте Януковиче. Россия пыталась таким образом показать: если вы хотите соглашение с ЕС, вы получите такие санкции. Но я думаю, что такой подход контрпродуктивен”, – подчеркнул эксперт.

Торговых “войн” станет больше?

Доктор политических наук, директор Института внешней политики Дипломатической академии МИД Украины Григорий Перепелица, как и его коллеги, считает, что главная в “сырном” и “шоколадном” конфликтах РФ и Украины – именно политическая составляющая. И обострилась она потому, что переговоры относительно вступления Украины в Таможенный союз закончились ничем. В итоге, по словам эксперта, Россия перешла к политике силового давления, которое в ближайшее время будет только нарастать.

Этот прогноз Перепелица объясняет тем, что, по его мнению, для Владимира Путина важно выстроить до 2015 года новую форму российского государства – “перейти от Российской Федерации, как урезанного формата российского государства в рамках Советского Союза, к Великой России (пока этот проект назвали Евразийский союз)”.

“Экономическим базисом перехода от РФ к Евразийскому союзу является Таможенный союз, который лишает экономического суверенитета страны, которые к нему присоединяются, а дальше постепенно теряется и политический суверенитет. Для Путина важно войти в историю, как вошли Петр І и Екатерина ІІ, которые приращивали земли империи. И Россия до 2015 года будет делать все, чтобы втянуть в Украину в Евразийский Союз”, – подчеркнул Перепелица.

При этом эксперт отметил, что прекратились обещания преференций для Украины от вступления в это объединение, в частности, разговоры о дешевом газе, и у России остаются силовые методы.

“Есть целый набор силовых методов, начиная от мягкой силы (торговые “войны”, определенный политический бойкот, культурное и идеологическое давление – все это будет задействовано, как средство информационного, экономического, политического и идеологического давления, и эскалация этого давления будет увеличиваться до 2015 года). Если эти методы не сработают, то возникнет угроза не только торгового давления, но и жесткого давления с использованием военно-силовых методов. Потому эти торговые “войны”, как карамельные или сырные, будут увеличиваться”, – прогнозирует Перепелица.

К тому же, по словам политолога, Россию торопит приближение ноябрьского саммита в Вильнюсе, где может быть подписано Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС.

“Для России важно закрыть для Украины европейскую перспективу, тогда нам ничего не останется, кроме как вернуться к России. Россия должна спешить и сделать все, чтобы Соглашение об ассоциации не было подписано. Если движение в европейском направлении будет приостановлено, у Украины просто не останется другой альтернативы, кроме как вернуться снова в Россию с утратой своего государственного суверенитета”, – резюмировал эксперт.

regional