История с очередным запретом поставок украинского мяса и молока в Россию может продемонстрировать даже самым закоренелым оптимистам, чем отличается Таможенный союз от Европейского союза. Об этом на своей странице в сети Facebook написал известный журналист Виталий Портников.
Да, обе организации стараются защитить свою экономику, но если в случае с европейцами мы имеем дело с прозрачной процедурой, которую к тому же можно обжаловать в судебном порядке, то в случае с Россией и другими бывшими советскими республиками речь идет исключительно о судорогах лоббизма. Мы примерно представляем себе, как эти усилия отражаются на решениях Роспотребнадзора и прочих инстанций, но возразить им нечего.
Никто не сомневается – и в самих российских инстанциях этого не скрывают – что запрет на ввоз в Россию «Боржоми» и грузинских вин связан был исключительно с политической подоплекой (и не случайно сейчас, после смены власти в Грузии в Тбилиси надеются, что «продуктовый» вопрос будет разрешен). Все прекрасно понимают, что если российская сторона нашла недостатки в деятельности украинских предприятий, то никакой суд не станет на сторону «запрещенных» и решать проблему придется на правительственном уровне.
При этом недостатки совершенно необязательно исправлять, неизвестно даже, были ли они на самом деле и нет ли у российских молочников куда более очевидных «скелетов в шкафу». Достаточно будет, если в Москву съездят Азаров, Хорошковский или Порошенко и договорятся. А если не договорятся? Тогда молоко придется выливать.
Конечно, европейские молочники могут быть куда в большей степени не заинтересованы в украинских поставках, чем российские. Но, по крайней мере, нам скажут правду и о загруженности европейского рынка, и о качестве украинского молока. На постсоветском пространстве ситуация совершенно иная – пространства для украинского товара предостаточно, качественно он не уступает российскому или белорусскому – и его не пускают просто потому, что местный производитель боится конкуренции и снижения цены.
Европейцы, защищая свой рынок, думают о собственном потребителе и с уважением относятся к интересам тех, кто пытается его завоевать. Россиянам плевать даже не на украинского производителя, а прежде всего на собственного потребителя. И именно поэтому украинская продукция на постсоветском рынке, в конечном счете, обречена.