Новости рынков

Реклама в Украине сто лет назад

Лет сто тому назад на улицах украинских городов рекламу можно было увидеть лишь на вывесках магазинов или на афишных тумбах — таких себе тогдашних бигбордах. Зато много ее печатали в газетах.

Каждое издание назначало собственные цены за размещение рекламных объявлений. Ведущие киевские журналы «Кіевлянинъ» и «Киевское слово», которые стоили 5 коп., брали за одну строку в одной колонке на первой полосе 40 коп., а на последней — 20. Повторные подачи были вдвое дешевле. Популярная на юге Украины газета «Южная копейка» действительно стоила лишь 1 коп.

Однако рекламная строка на первой колонке стоила 60 коп., на последней — 30, а внутри издания — целых 80.
Среди «подателей объявлений» были не только банки, страховые компании, транспортные конторы или рестораны, но и библиотеки, типографии, больницы, садоводства. Свои услуги предлагали и частные землемеры, художники, ювелиры, портные, ремонтники обуви и т. п.

В банковской рекламе указывались размеры основного, запасного и резервного капиталов — с точностью до копейки. Часто перечислялись фамилии всех членов правления, среди которых было достаточно много известных тогда предпринимателей, — Терещенко, Бродские, Харитоненко, Марголины и другие. Это было доказательством порядочности и надежности рекламодателя.

Некоторые киевские фирмы, чтобы привлечь покупателей, добавляли в объявлениях: «Много лестных отзывов за выполненные работы» или «Всегда имеются опытные мастера». Склад пишущих машинок, чтобы подчеркнуть популярность своей продукции, сообщал: «Ежегодный сбыт — 60 000 штук». А «Единственная Русская фабрика гимнастических принадлежностей В.В. Кашпар» гордилась многолетним опытом работы: «Оборудовано множество гимнастических залов в школах и войсках».

Покупатель был заинтересован в доступности цен, и рекламодатели спешили заверить, что с этим у них все в порядке. Канцелярский магазин после перечня товара извещал отдельной строкой: «Цены самые минимальные». Магазин одежды: «Все изящно и доступно. Цены без запроса. При магазине кофейная». Склад часов: «Цены дешевле всех магазинов на 20%». Только что открытая ресторация «Лаборье», перечислив собственные преимущества — «самая свежая провизия», самое внимательное отношение к г.г. посетителям», «биллиарды, струнный оркестр» — выделенным шрифтом сообщала: «Цены на все общедоступные».

В начале 20 в. появились первые массовые подделки товаров известных фирм. Борьбу с фальсификатом отобразила и реклама. Например, производитель и продавец швейных машинок компания «Зингер» отмечала, что все ее товары «продаются исключительно в собственных магазинах Компании». Приводила в рекламе образец фирменной вывески, чтобы покупатели не перепутали с самозванцами, и предупреждала: «Остерегайтесь подделок». В конечном итоге, в те времена продавец фальсификата в случае «Взятия с поличным» мог отправиться на пожизненную каторгу.

Подавляющее большинство тогдашней киевской рекламы было русскоязычным. Названия иностранных брендов писали: «Пежо», «Магги» и тому подобное. Украинские заведения, например «Українська книгарня» или «Видавництво і крамниця «Час», рекламировались по-украински. Объявления по-польски позволялись лишь с параллельным русским дублированием.

Реклама столетней давности не была настолько назойливой и агрессивной, как нынешняя. Попытки поучать обывателя, наподобие дерзкого: «Темно в доме? Купи люстру!» — считались дурным тоном и были обречены на неудачу.

regional