Власть пригрозила сельхозпроизводителей излюбленным оружием – запретом на экспорт пшеницы. Цель – удержание низких цен на хлеб, который в Украине из категории продовольственной превратился в категорию политическую.
Напомним, что министр АПК Николай Присяжнюк пообещал ввести 15 ноября запрет на экспорт зерна. Заявленная цель – продовольственная безопасность. Однако накануне он заявил, что власти отказываются от такой идеи.
Впрочем, такая инициатива не вызвала восторга аграриев и инвесторов, с их стороны раздается тревожный ропот. Фермеры и зернотрейдеры были в предвкушении многомиллионных потерь.
“Рынок будоражит, – констатирует Олег Левченко, руководитель зернового бизнеса сингапурской компании Olam. – Мы не понимаем, что будет с теми объемами зерна, которые трейдер закупил у производителей”.
Стоит отметить, что за последние пять лет правительства Виктора Януковича, Юлии Тимошенко и Николая Азарова четырежды вводили ограничения – кто запрет на экспорт урожая, кто квоты на вывоз зерна, а кто таможенные пошлины на сельхозпродукцию, – и все это с целью удержания внутренних цен на хлеб.
Гендиректор ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса Владимир Лапа считает, что подобные ограничения – удел бедных стран. “За последние годы такие меры принимали Россия, Украина, Аргентина. Население в этих странах не готово платить рыночную цену за хлеб, поэтому правительство пытается искусственно снизить стоимость зерна”, – говорит аграрий.
По мнению участников рынка, такой стиль государственного менеджмента тащит отрасль на дно. Вместо развития и либерализации агросектора для увеличения объемов урожая и роста благосостояния сельского хозяйства госчиновники выбрали путь ограничений и контроля.
В результате инвестиционный климат холодает, производительность падает, урожайность пшеницы не дотягивает и до половины показателей ведущих европейских экономик.
С другой стороны, экспортные ограничения на зерновом рынке – последний из возможных вариантов его регулирования, уверяет Алекс Лисситса, президентУКАБ: “Они должны применяться только в случае крайней необходимости – засухи, катастрофического неурожая”. Эксперт резюмирует, что имидж Украины, и без того не блестящий, пострадает вновь.
На вопрос Корреспондента, в чем заключается целесообразность столь радикального решения, в Министерстве АПК уклончиво ответили, что уже давно согласовали с бизнесом максимальный размер экспорта зерна – 5 млн т – и к середине ноября этот объем будет исчерпан.
Подливает масла в огонь и тот факт, что в последние несколько лет бизнесмен вложил $ 1,7 млрд в развитие инфраструктуры, построил элеваторы, корабли, баржи, наладил логистику, чтобы успешно торговать со всем миром зерновыми культурами. Причем значительная часть инвестиций – кредиты международных финучреждений.
Почему правительство все же способно ввести ограничения на экспорт урожая, и кому это выгодно, читайте в свежем №43 журнала Корреспондент от 2 ноября 2012 года.