Говорят, деньги, не пахнут. Жители полумиллионного Мариуполя «запахом денег» именуют смог, накрывающий город добрую половину года. Его главный источник - металлургические гиганты ММК им.Ильича» и «Азовсталь», входящие в «Метинвест Холдинг» миллиардера Рината Ахметова.
За год эти два предприятия выбрасывают 400 тысяч тонн вредных веществ и пыли на головы мариупольцев. Это вдвое больше, чем в среднем по Донецкой области и в 8 раз больше, чем по Украине. Таким образом, неофициально город на побережье Азовского моря давно – зона экологического бедствия. Изменить ситуацию обещала принятая 25 сентября городская экологическая Программа на 2012-2020 годы, разработанная при участии специалистов «Метинвеста». Но, по мнению общественников Мариуполя, этот документ, как и все предыдущие, позволяет собственнику меткомбинатов выгодно отсрочить модернизацию отравляющих производств.
Дело-труба
Кашель, резь в горле и в глазах, головные боли – далеко не весь перечень привычных для мариупольцев ощущений во время смогов. Задыхаться в буквальном смысле слова город стал в 2011-ом. В прошлогоднем календаре зафиксировано 187 дней с неблагоприятными метеоусловиями (НМУ) – это когда людям рекомендуют не выходить на улицу из-за повышенного скопления в воздухе пыли и газов, а в отдельных случаях советуют покинуть город или спасаться респиратором типа «лепесток»… К сентябрю 2012-го таких дней уже насчитали 160.
В этом году улицы Мариуполя 160 дней накрывал смог
В дни НМУ все без исключения предприятия обязаны выполнять специальные мероприятия, уменьшающие нагрузку на окружающую среду. Выполняют? Внеплановые проверки мариупольских меткомбинатов Государственной Азовской морской экологической инспекцией (ГАМЭИ) показывают, что не всегда. Однако результат проверок и ГАМЭИ, и природоохранной прокуратуры, и городской СЭС – мизерные, ни на что не влияющие штрафы. Но даже их выплату «Метинвест» успешно оспаривает в судах. Причина – нежизнеспособное природоохранное законодательство, позволяющее предприятиям-загрязнителям избегать должной ответственности.
«В отчетных документах показывают только регулируемые выбросы – то, что регистрируется на выходе из стационарных источников загрязнения (труб), но есть ведь еще неорганизованные источники загрязнения. Очистное оборудование предприятий в значительной степени изношено, поэтому пыль просачивается из всех щелей, не доходя до очистного сооружения», – пояснила начальник комплексной лаборатории по наблюдению за загрязнением природной среды мариупольского Гидромета Тамара Венцова.
Гидрометеорологи предупреждают население, когда гулять по Мариуполю опасно для здоровья
Увидеть реальный состав и объемы загрязнения мариупольского воздуха поможет приобретенная недавно муниципалитетом передвижная лаборатория, которая будет контролировать концентрацию вредных веществ в жилых районах.
Еще одна беда – загрязненные стоки меткомбинатов, регулярно «обогащающие» реки Кальмиус, Кальчик и Азовское море. Причем, бесплатно забирая для производства морскую воду, металлурги «Азовстали» ежегодно возвращают в Азовское море более 850 миллионов кубометров токсичных стоков и «выращивают» в море шламовые горы… Увы, но принятая экологическая Программа на 2012-2020 годы этих вопросов пока не решает.
«Несмотря на то, что наше предложение о внедрении на МК «Азовсталь» замкнутого цикла водопользования включено в программу, в действительности моря это не спасет, – отметила в комментарии «ОстроВ» председатель Гражданского объединения мариупольцев «Совесть» Элеонора Гайворонская. – Программой предусмотрена лишь разработка проекта. Сам вопрос оплаты за изымаемую предприятиями из рек и моря воду не решен на государственном уровне, хотя мы неоднократно обращались по этому поводу в Кабмин и Администрацию Президента. Азовское море продолжает погибать: исчезает рыба, загрязнены пляжи», – резюмировала общественница.
Купаться в Азовском море мариупольцам запрещено
Влияние металлургического производства, от которого поступает 98% выбросов в атмосферу города, ужасающе красноречиво. Среди причин высокой смертности мариупольцев на первом месте онкологические заболевания, прежде всего рак легких (более 19% смертей).
По данным исследования мариупольского ученого-эколога, кандидата медицинских наук Сергея Боева, от заболеваний органов дыхания (бронхиты, пневмонии, бронхиальная астма и различные аллергические проявления) чаще всего страдают дети. Из 10 тысяч болеют 9 696 – то есть почти каждый ребенок.
А вот данные из принятой горсоветом «Программы охраны и оздоровления окружающей среды г.Мариуполя на 2012-2020г.г.», подтверждающие прямую связь степени загрязнения с заболеваемостью и смертностью.
Район | Превышение ПДК | Заболеваемость на 10 000 чел. | Смертность (без учета несчастных случаев) |
Ильичевский | 4,2 | 1347 | 14,55 |
Жовтневый | 3,2 | 1073 | 11,19 |
Орджоникидзевский | 2,1 | 1062 | 11,70 |
Приморский | 1,8 | 990 | 11,46 |
Барин велели…
Свое конституционное право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду жители Мариуполя вынуждены отвоевывать на митингах и пикетах. Руководство «Метинвеста» неоднократно призывали прекратить массовое отравление, закрыть отжившие свой век производства. Тем более, что того требуют выданные Минприроды разрешительные документы на вредные выбросы.
Так, по информации на сайте Государственного управления охраны окружающей природной среды в Донецкой области, закрыть аглофабрику МК «Азовсталь» обязывался в 2012-2013 г.г. На таких условиях в 2009-ом металлурги получили разрешение на утвержденные (сверхнормативные) предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ до марта 2014-го.
Не вложись «Азовсталь» в срок с ликвидацией своей аглофабрики, ему не выдали бы новые разрешительные документы на сверхнормативные выбросы (соблюдать нормы не позволяют устаревшие технологии). Без этих разрешений на превышение нормативных выбросов меткомбинат рисковал погрязнуть в штрафах. Перенести сроки выполнения природоохранных обязательств предприятие-«загрязнитель» может только по согласованию с местной властью, СЭС и общественностью. Очевидно, что договориться «в рамках единой идеологии» проще, чем перестраивать производство под евростандарты. Тем более, что меткомбинаты им.Ильича и «Азовсталь» – градообразующие предприятия, на которых трудится почти каждый 4-й мариупольчанин. Так что любые экологические претензии активной общественности в адрес «Метинвеста» его руководство в унисон с мэрией разбивают просто: «Закроем аглофабрику и батареи коксохима – без работы останутся 2 тысячи людей». Но почему это должно быть проблемой города, каждой четвертой мариупольской семьи, а не владельца «Метинвест Холдинга», занимающего 4 место в рейтинге «ТОП-500 компаний Центральной и Восточной Европы»?
Программное надувательство
Принятая совместными усилиями «Метинвеста» и мариупольского горисполкома новая экологическая Программа обещает сократить выбросы в воздух на 45% (почти вдвое) и в воду на 41%. Однако представители общественных организаций уверены: этот документ – очередной «прогиб» перед собственником компании.
«Экологическая программа 2012-2020гг. в текущем своем виде не дает жителям города ровно ничего. Все серьезные мероприятия по модернизации оборудования способные реально повлиять на текущую катастрофическую ситуацию с выбросами начинаются с 2015 года и практически все заканчиваются в 2020-м! Но это при условии 100% финансирования, гарантий которого нет. Вдобавок комбинаты показывают отрицательную финотчетность, – поясняет координатор инициативной экологической группы «Дайте кислорода!» Максим Бородин. – Зато эта программа дает несколько серьезных преимуществ для «Метинвеста» — перенос сроков закрытия Азовстальской аглофабрики и коксовых батарей №6,7 с 2012-2013 годов на 2014г для коксовых батарей и 2016г для аглофабрики», – отметил мариупольский общественник. К слову, вывод указанных коксовых батарей «Азовстали» и многие другие природоохранные мероприятия перекочевали в документ еще из первой экопрограммы – от 1998 года.
Что до финансирования, то на реализацию всех пунктов «спасительного» документа, по подсчетам авторов, потребуется 6,3 млрд. грн. При этом в горсовете не исключают, что через 3-4 года экологическая Программа Мариуполя может быть откорректирована по срокам – «с учетом экономических реалий» – как это было в 2006-2007г.г.
В «Метинвесте»между тем констатируют: с 2008-го меткомбинаты работают нерентабельно из-за проблем со сбытом продукции на европейский рынок, а выход из кризиса металлургам пока не прогнозируют. Тем не менее, холдинг ставит задачу до 2020 года увеличить объемы производства «Азовстали» на 35% (до 16 млн.т). И сколько бы при этом не уверяли в прочности корпоративной ответственности, тратиться во время кризиса на всякие экологические программы – не в традициях отечественного крупного бизнеса.
Истинные же цели «бурной» оздоровительной деятельности в Мариуполе предельно ясно сформулировал народный депутат от ПР, экс-директор «Азовстали» Алексей Белый, выступая на сессии мариупольского горсовета в поддержку упомянутой экологической Программы:«Почему находятся те, кто выступают против нее? Мы что, хотим прибыль предприятий уменьшить, чтобы люди не получали зарплату?, – цитирует Белого сайт города Мариуполя. – Собственники хотят иметь прибыль, а нам что, это не выгодно? Мы тоже больше получим. Закрыть глаза можно на все».
Но «закрывать глаза» и продолжать вдыхать ядовитую смесь меткомбинатов в Мариуполе не желают как минимум 1,5 тысячи граждан, поставивших свои подписи под открытым обращением к губернатору Донетчины, руководству «Метинвеста», его собственнику Ринату Ахметову, а также прокурору мариупольской природоохранной прокуратуры и мэру Мариуполя.
Мариупольский экогеноцид претендует на сюжет очередного киношедевра документалистов какой-нибудь из стран Европы. Там, в отличие от Украины магнатам дешевле позаботиться об окружающей среде, чем выплачивать экологические штрафы.
Наталья Коммодова, «ОстроВ»
Фото автора и сайта 0629.com.ua