Новости рынков

Кто врет о запасах сланцевого газа в Украине, – Deutsche Welle

Киев жмет на сланцевый газ, пишет Deutsche Welle

Официальный Киев торопится начать добычу сланцевого газа в краине и привлекает для этого международные концерны. Экологи и общественность опасаются негативных последствий.

Украинские власти спешат предоставить американским компаниям Shell и Chevron условия для начала разработки месторождений сланцевого газа в краине. Об этом заявил министр экологии Украины Олег Проскуряков на IV ежегодной конференции Института Адама Смита «Украинский энергетический форум», проходящей в Киеве 25-28 февраля. Эти планы встречают сильное сопротивление общественности и экологов. В свою очередь эксперты не разделяют опасения защитников окружающей среды, но предупреждают, что пока вообще нельзя с уверенностью говорить о сколь-нибудь значительных запасах нетрадиционного газа в стране.

Компания Chevron будет участвовать в разработке Юзовского месторождения

В мае 2012 года правительство Украины выбрало иностранным партнером по добыче сланцевого газа на Олесском месторождении на западе страны американскую компанию Chevron, а разработчиком Юзовского месторождения на востоке – Shell. Однако эксперты не исключают, что попытки американцев наладить промышленную добычу нетрадиционного газа на Украине могут закончиться неудачей.

Ранее премьер Украины Николай Азаров заявлял о запасах сланцевого газа в семь триллионов кубометров, глава Минэнергоугля Эдуард Ставицкий – о трех с половиной триллионах, а американская компания Advanced Resources Internationalоценила мощность украинских месторождений в чуть более, чем один триллион кубометров. Завкафедрой нефтегазовой геологии в Леобенском горном университете (Австрия) Райнхард Заксенхофер (Reinhard Sachsenhofer) заявил в украинской прессе 26 февраля, что надежды на сланцевый газ на Олесском месторождении основаны не на данных разведки, а лишь на данных о том, что этот газ есть в соседней Польше.

24 января в Давосе при участии Виктора Януковича компании Shell удалось подписать с правительством Украины соглашение о разделе продукции от добычи сланцевого газа сроком на 50 лет. Однако экологи и общественные активисты обвиняют украинские власти и менеджеров Shell в том, что они полностью проигнорировали мнение гражданского общества и не провели надлежащую экологическую экспертизу проекта.

Зампредседателя Национального экологического центра Украины Алексей Василюк напомнил в интервью DW, что подписанный с Shell договор предусматривает не только геологоразведку, но и инвестиции в 410 миллионов долларов, которые должны быть освоены в ближайшие три-пять лет. «Это означает, что как бы не менялось украинское законодательство, любое ужесточение требований к экологичности добычи газа к этому договору применяться не будет «, – сказал Василюк.

Он уверен, что Shell собирается использовать технологию закачки в скважины высокотоксичных водяных растворов под давлением в полторы тысячи атмосфер, чтобы вызвать гидроразрыв пласта породы и спровоцировать выделение газа. «Часть этой воды неизбежно выйдет на поверхность и будет ее отравлять, но больше всего токсичной воды останется в скважине и она через трещины может заразить грунтовые воды», – считает эксперт. Василюк предупредил, что добыча газа из твердых пород потребует бурения десятков тысяч скважин, что допустимо только в пустынях, а не в густозаселенной Украине, поскольку это может сопровождаться землетрясениями.

Современные технологии позволяют свести все риски добычи сланцевого газа к минимуму, заявил в ответ на это директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар. В интервью DW он полностью исключил возможность сильных землетрясений в результате бурения скважин. В доказательство эксперт привел опыт добычи сланцевого газа в США, где на месторождении Marcellus, по его словам, из трех тысяч скважин аварийные ситуации были отмечены только лишь на трех.

Гончар также не верит в угрозу протекания через трещины в породе токсичной воды в зоны залегания артезианской питьевой воды. Он отметил, что при разработке Юзовского месторождения в Харьковской области пласты породы будут разрываться на глубине четырех-пяти километров, что вряд ли может повредить водоносный горизонт на глубине одного километра. «Для этого нужна сила ядерного взрыва, мощность 10 килотонн, тогда как сила гидроразрыва составляет всего лишь несколько процентов от этой мощности», – сказал Гончар.

kuznecov