Новости рынков

Экспорт электроэнергии: кому мешает Ахметов?

Монополия ДТЭК на экспорт украинского тока не устраивает конкурентов, к разборкам подключили Европу

Европейское Энергетическое Сообщество – межправительственная организация, в которую Украина вошла в 2010 году, – выразила несогласие с процедурой выдачи Украиной разрешений на экспорт электроэнергии в страны Евросоюза и Молдову. В открытом письме, опубликованном на сайте Энергетического Сообщества, отмечено: организация получила две жалобы от частных компаний, недовольных процедурами получения разрешений на экспорт украинского тока.

На основании обращений ЕЭС провела собственную проверку и пришла к выводу, что доступ к экспорту электроэнергии из Украины ограничен. «У Секретариата (ЕЭС – Forbes) сложилось предварительное мнение, что украинские правила распределения сечения, а также запрет на вторичную торговлю им нарушают несколько положений и принципов Европейского Энергетического Сообщества», – говорится в обращении.

Секретариат Энергетического Сообщества предоставил Украине три месяца для того, чтобы отреагировать на это письмо и обосновать нынешнюю позицию по вопросу экспорта.

В начале 2013 года 99% экспорта украинского тока осуществляли две дочерние компании энергетического холдинга ДТЭК, принадлежащего Ринату Ахметову – «ДТЭК Пауэр Трейд» и «ДТЭК Востокэнерго». В ДТЭК на запрос Forbes ответили, что компания работает на рынке экспорта электроэнергии в рамках требований антимонопольного законодательства и существующих процедур. «Право доступа к экспортному сечению распределяется через механизм проведения открытых аукционов в соответствии с ныне действующим законодательством», – говорится в сообщении пресс-службы.
Чье письмо?

Кто мог пожаловаться в Европейское сообщество? Forbes выяснил, что одну из жалоб в ЕЭС прислала венгерская компания Raw&Refined Commodities Energia Kereskedelmi Kft. Добиться подтверждения этой информации и получить комментарии от компании Forbes не удалось.

На веб-сайте Raw& Refined названа группой компаний, вышедшей на европейский рынок электроэнергии в 2007 году. Компания имеет представительства в восьми европейских странах. Головной офис Raw& Refined расположен в Киеве. Генеральный директор компании Владимир Томаш в сети Linkedin указал, что занимает должность генерального директора в швейцарской Ferrexpo AG Константина Жеваго.

Структура Константина Жеваго – Белоцерковская ТЭЦ – была единственной, кто пытался составить ДТЭК конкуренцию в проводимых государством аукционах на право экспорта электроэнергии из Украины. К конкурсу 2011 года Белоцерковскую ТЭЦ не допустили: срок действия лицензии компании на поставки электроэнергии заканчивался через полгода после аукциона. В 2012 году ситуация повторилась. Украинский оператор системы передачи тока – НЭК «Укрэнерго» – не допустил компанию к участию в аукционе, ссылаясь на то, что у претендента не согласованы внешнеэкономические контракты с НЭК. В Белоцерковской ТЭЦ Forbes заверили, что компания не имеет отношения к жалобе в Европейское Энергосообщество, и отказались от дальнейших комментариев.
Кто в ответе?

Чем может грозить Украине и ДТЭК спор с Энергетическим сообществом? Спор затрагивает НЭК «Укрэнерго», проводящую аукционы по распределению межграничной мощности сетей, а также регулятора – НКРЭ, утвердившего положение, на основе которого проводятся аукционы. Все претензии Энергетического сообщества адресованы государству. «Напрямую обращение Энергетического сообщества не касается ни Востокэнерго ни любых других компаний, контролируемых ДТЭК, – говорит Юрий Кубрушко, управляющий партнер консалтинговой компании IMEPOWER. – Они не нарушали действующих процедур, участвуя в аукционах Укрэнерго на основании действующих в тот момент правил».

Какими могут быть санкции в отношении украинской стороны? «Согласно положениям договора об учреждении Европейского Энергетического Сообщества, организация может приостановить некоторые права стороны, нарушившей Договор. В частности, права голоса или права посещать заседания», – говорит советник юридической компании CMC Cameron MсKenna Виталий Радченко. Иными словами, в худшем случае Украина де-факто лишится статуса активного члена соообщества.

«Спор начат в результате обращения частных компаний в Секретариат Энергосообщества. У участников рынка Украины открывается возможность отстаивать свои интересы на уровне европейских институтов, если они не могут найти понимания внутри Украины», – говорит Юрий Кубрушко.

По материалам: forbes
kuznecov