На одном среднестатистическом верующем украинце можно заработать 70 тысяч гривен. Об этом говорится в программе "Територія обману".
Так, в среднем за каждые крестины церковь получает 300 гривен, захоронения обходится примерно в 1100 гривен. На венчание украинцы тратят 700 гривен. Можно добавить, еще крещения авто — 100 гривен.
Кроме того, во время 12 великих церковных праздников каждый верующий тратит где-то по сто гривен на свечи, пасхальные аксессуары, другие церковные безделушки и пожертвование.
Если умножить общую сумму перечисленного на 56 лет (74 года — средняя продолжительность жизни украинца минус 18 лет до совершеннолетия), то получается церковь заработает на одном украинце 69 тысяч 400 гривен. При этом приход в селе может приносить около 3500 грн — например, если прихожан около 700 и каждый 4 раза в месяц хотя бы по 5 гривен дает «на храм».
Если же это город, а значит больше верующих, то здесь за месяц священник может насобирать значительно больше.
Например, средний приход — 1500 человек, — при условии, что каждый дает хотя бы по десятке, по минимуму может приносить 15 000 гривен. Поэтому священники готовы сражаться за своих прихожан. И для одних это дело веры, а для других только заработок. Поэтому церковники прибегают даже к тому, что покупают себе должности.
«У нас все продается и покупается — сан, приход, награда», — заявил первым на всю Украину отец Юрий. По его словам, за это его выгнали из храма в селе Ольшанка и теперь не пускают даже в церковный двор.
Отец Юрий сообщил, что цена вопроса получить церковное место вовсе не заоблачная. Например, чтобы стать священником, собирать долго не надо. «500-600 долларов конечно», — говорит церковник, добавляя, что это средняя цена.
Конечно, говорит отец Юрий, в маленьком селе духовным наставником можно стать и за 100 долларов. А в больших городах, таких как: Харьков, Киев, Днепропетровск, Львов, придется выложить даже и тысячу долларов. «Я с 13 лет в церковных делах», — говорит отец.
А вот бывший выпускник семинарии Александр проучился там несколько лет и бросил, потому что не захотел стать священником. Он тоже знал, что кому-то приходилось платить за сан, но когда узнал, что в церкви существует должностной рэкет, совсем отчаялся.
«Здесь законы как везде, как в любом обществе, — священник — пыль на сапогах епископа», — сообщил Александр.
По его словам, иерархия фактически как в армии. Священник — это как рядовой, а над ним стоит капитан — это благочинный. «Благочинный в маленьких городах очень выгодная должность», — добавил Александр. И если он что-то просит выполнить, например поделиться деньгами, отказы от священников не принимаются. Над капитаном председательствует полковник, а вот в церковном миру над благочинным — епископ.
«Представьте — полковнику надо строить дачу, попробуй отказать, так же благочинный не сможет отказать епископу», — говорит Александр. Ну и последняя параллель — между генералом и патриархом.
«Схемы те же, что и везде — как и в любом чиновничьем аппарате», — подытожил Александр.