Аудированная отчетность звучит как приговор главе наблюдательного совета "Укрнафты" Андрею Коболеву. Более того, у экс-премьер-министра Украины были рычаги, чтобы помешать грабежу компании.
Об этом пишет в статье в ZN.UA эксперт нефтерынка Сергей Куюн, анализируя опубликованный документ.
“Кто виноват? Что ни говорите, а в 2015 году был бенефис “Привата”: через лояльный менеджмент из компании было выведено 14,7 млрд гривен. Но днепропетровский олигарх сам бы не справился, поэтому помог мажоритарный акционер. Тогда еще премьер-министр Арсений Яценюк и находившийся в его прямом подчинении глава “Нафтогаза Украины” Андрей Коболев умышленно или нет, но не предприняли необходимых мер, чтобы помешать грабежу “Укрнафты”. При этом они имели для выполнения этой задачи все рычаги”, – считает эксперт.
По его словам, начиная с 26 мая 2015 года, когда вступил в силу специально принятый Верховной Радой обновленный Закон “Об акционерных обществах”, они могли отстранить менеджмент “Укрнафты” во главе с Питером Ван Хеке, назначить исполняющего обязанности и перекрыть возможности для выведения средств из компании.
“Именно в мае—сентябре “Приват” вывел из “Укрнафты” основную часть средств — около 12 млрд гривен. Это значит, что долгов перед бюджетом можно было бы полностью избежать. Скорее всего, оперативная работа с мая с должниками и перекрытие многочисленных схем, через которых утекали деньги из “Укрнафты”, позволила бы избежать и 5,4 млрд грн убытка, в результате чего вновь нанесен урон государству как акционеру — ведь с убытков дивидендов не бывает”, – отметил Сергей Куюн.
Он обратил внимание на то, что первичная дебиторская задолженность на 31 декабря 2015 года составила 18,435 млрд грн. Половину, похоже, уже списали: чистая дебиторская задолженность на указанную дату — 9,475 млрд грн.
При этом необходимо отметить, что 77,4% дебиторки уже просрочено (вероятно, не будет возвращено никогда). Куюн также напомнил, что убыток “Укрнафты” составил 5,4 млрд грн. Долг перед бюджетом — 10,6 млрд грн (рост за год на 7,8 млрд).