Возможно, Банк России знает что-то, чего не знает никто в мире: центробанк крупнейшего в мире экспортера энергоресурсов готовится к нефти около $40 за баррель в ближайшие несколько лет
Хотя аналитики в опросе Блумберг ожидают, что сорт Brent, который торгуется с небольшой премией к российской экспортной смеси Urals, подорожает к концу года на 16 процентов с текущих уровней, падение цен на 10 процентов за один только март заставляет рынок нервничать. Россия, ключевой партнер ОПЕК в сделке по сокращению производства, может усугубить это беспокойство.
“Министерство финансов, Кабмин и центробанк склоняются к осторожной позиции в плане своих ожиданий по росту, который по-прежнему в значительной степени зависит от нефти, – сказал Петр Матыс, стратег по валютам развивающихся стран в Rabobank в Лондоне. – Лучше быть консервативным и приятно удивиться, чем слишком оптимистичным и в итоге разочароваться”.
По прогнозам Банка России, цена на нефть Urals составит в среднем $50 за баррель в этом году, однако упадет до $40 к концу 2017 года и останется вблизи этого уровня в 2018-2019 годах. Возобновив в пятницу осторожное смягчение денежно-кредитной политики, ЦБР назвал “неопределенность” на нефтяном рынке одним из факторов своего “консервативного подхода” к прогнозам.
Министерство финансов России также говорило про $40 за баррель в январе, когда объявило, что начнет покупки валюты при превышении этого уровня, чтобы оградить обменный курс от волатильности нефти. Кроме того, цена нефти в $40 использовалась для расчета бюджета страны на 2017-2019 годы.
‘Приятные сюрпризы’
Даже на фоне восстановления нефти стремление России придерживаться более консервативного сценария является “позитивным”, так как создает возможность для “приятных сюрпризов”, сказал Виктор Сабо, управляющий в Aberdeen Asset Management Plc.
Обвал нефти на 65 процентов в 2014 и 2015 годах ударил по рублю и подтолкнул Россию к рецессии, заставив центробанк на экстренном заседании среди ночи срочно повысить ставку. Доля доходов от нефти и газа составляла в 2016 году 36 процентов от поступлений в бюджет.
Несмотря на то, что историческая сделка ОПЕК по сокращению производства помогла остановить падение нефти, создав условия для восстановления экономики России, центробанк не принимает это как должное.
Корреляция между рублем и нефтью сократилась в этом году, упав до самого низкого уровня с августа 2015 года, свидетельствуют данные в терминале Блумберг. На прошлой неделе нефть опускалась ниже $50 долларов, но это мало повлияло на динамику российской валюты в силу ее привлекательности для кэрри-трейда, которая в значительной степени компенсирует ослабление перспектив энергоресурсов.
“Обжегшись (и не раз) на молоке, будешь дуть и на воду, – сказала экономист Deutsche Bank AG в Лондоне Элина Рыбакова. – Центробанк и Министерство финансов придерживаются консервативного прогноза по нефти в $40, поскольку хотят быть готовыми к худшему сценарию и защитить себя на этот случай”.