Новости рынков

Рынок труда: в Украине становятся востребованными киберкопы

"Хакеры в законе" получают 30 тысяч гривен и такие специалисты нарасхват.

Набор в новый Департамент киберполиции, созданный в октябре 2015 года, продолжается — окончательно его сформируют к ноябрю.

МВС пока нуждается в 400 специалистах (из них часть пройдет переаттестацию, 230—250 человек планируют набрать на прямом конкурсе), из них 39 — на должности спецагентов.

На новое подразделение возлагаются большие надежды, и, по мнению экспертов, лишь бы кто на такую ответственную и интеллектуальную работу не попадет.

Чем будут заниматься киберполицейские, как стать одним из них и каковы перспективы?

ЛУЧШИЙ КАНДИДАТ: ТЕХНАРЬ И ЗНАТОК ЯЗЫКОВ

Требований к новым киберинспекторам предостаточно. “Из элементарного — несудимость, высшее образование, хорошая физподготовка, знание профильного законодательства, хотя бы одного иностранного языка (английского, другие приветствуются), — рассказывает начальник Управления по борьбе с киберпреступностью МВД Сергей Демедюк. — И конечно, нужно разбираться в сути киберпреступлений, психологии и социальной инженерии.

К агентам претензий еще больше: плюс ко всему у них должен быть опыт в перехвате и анализе сетевого трафика, программировании на разных языках”. Но опыт за плечами — еще не все для успешной работы в подразделении. По словам Демедюка, на конкурсе обращают внимание на личные качества кандидатов: лидерские задатки, желание и умение организовать вокруг себя других, руководить группой, брать на себя ответственность, неконфликтность. “Также обращаем внимание на стремление учиться, умение решать и действовать в условиях ограниченного времени, грамотно излагать мысли”, — описывает черты идеального сотрудника департамента его руководитель. Само собой, главное преимущество на конкурсе дадут профессиональные достижения: владение специфическими знаниями и навыками в работе с компьютерными системами и программировании, понимание принципов сетевой безопасности. “Особенно ценна склонность к анализу следов, оставленных атаками эксплойтов (фрагменты программных кодов, бьющие по слабым местам в работе систем) и вредоносного ПО, — говорит Сергей Демедюк. — Ну и общие критерии отбора в полицейские, перечисленные в ст. 43 раздела VI Закона Украины “О Национальной полиции”, никто не отменял”. Обязательный минимум: в/о, знание английского, несудимость.

КОГО ВОЗЬМУТ. Образования достаточно просто технического. Впрочем, около 40% айтишников, успешно работающих в компаниях, не имеют профильного образования. По словам Виктора Валеева, директора Ассоциации “ИТ Украины”, среди них есть обладатели физико-математических дипломов и даже экономисты и лингвисты. “Если у человека хорошее техническое мышление, он дружит с цифрами, у него неплохие шансы стать спецом, — считает он. — До узкой специализации подтянут уже в процессе работы, но среднего уровня знания по функционированию компьютерных систем, основам информационной безопасности и программирования обязательны. Базовых будет мало, если столкнетесь с мошенником, который хоть как-то заметал следы”.

ИНСТРУКЦИИ. Чтобы участвовать в конкурсе, нужно подать письменное заявление и набор документов, перечисленных в ст. 54 раздела VI ЗУ “О Национальной полиции”. Процедура конкурса, по информации Виктора Валеева, включает психологический тест, тест на способность к командной работе и проверку собственно квалификации.

ЧЕМ ТРУДНА СЛУЖБА

Из минусов, вернее, особенностей профессии — большая загруженность и постоянное умственное напряжение. В голове приходится держать целые массивы информации, а это быстро выматывает. “Рабочий день сотрудников обычно ненормирован, — добавляет Сергей Демедюк, — семьям нашего внимания хронически не хватает. Однако работа полицейского, да еще и такая специфическая и востребованная в наше время, уже выходит в ранг престижных занятий. Многие ребята гордятся, что причастны к такому важному делу”.

ПЕРВОСТЕПЕННЫЕ ЗАДАЧИ. По мнению Валеева, главными направлениями работы для киберполицейских должны стать поиски доказательств серверных атак, источников DDOS-атак, следов взломов. Из наболевшего — розыск мошенников, берущих предоплату за товары и услуги. “Придется объединять виртуальный мир с реальным; множество заданий будут не киберпреступлениями в чистом виде, а банальным мошенничеством, ключи к которому сможет найти только агент (узнать, с какого IP заходили в сеть, потребовать данные коммуникаций, выйти на реального человека за всем этим и передать следователям), — объясняет главный айтишник Украины. — Много будет работы и с компьютерными жуликами, взламывающими банковские карты”.

ПЕРСПЕКТИВЫ: ЗАРПЛАТА ДО $10 ТЫСЯЧ

Сотрудники отдела условно делятся на две категории: детективов и агентов. На первых ляжет больше юрработы с элементами айти, оперативная и следовательская деятельность, а вторыми должны стать настоящие айти-акулы. “Для профильного ИT-специалиста зарплата, предлагаемая в отделе, может, и незначительна, но есть плюсы, — рассуждает Валеев. — Здесь приобретете такой боевой опыт по борьбе с кибермошенниками, что после с руками и ногами заберут в любую солидную структуру”. Кроме того, работа в органах принесет полезные связи — любому банку или сотовому оператору такие люди однозначно нужны.

РЫНОК. Чем больше в нашей жизни “умных домов”, замков и даже холодильников, тем шире киберпространство и тем больше преступлений будет в нем совершаться. Проникновение информационных систем во все сферы жизни опережает темпы подготовки специалистов для них. По словам Валеева, толковые борцы с киберпреступниками уже нарасхват. “Учитывая, что уже доходило до отключения электростанции при помощи вирусной атаки, очевидно, что обеспечить информпорядок три сотни спецов не смогут. Настоящая потребность отрасли — не менее нескольких тысяч киберполицейских не только для органов, но и крупных предприятий”, — считает эксперт.

В обновленном департаменте киберполиции задачи усложнятся, но зато, по словам Валеева, его и финансировать обещали лучше. “Думаю, непросто привлечь на их оклад людей, которые будут профессионально заниматься, например, анализом кодов вирусов, но начинающим специалистам может быть интересно, — считает директор ассоциации. — Сейчас базовая зарплата — на уровне 30 тыс. грн, в коммерческих структурах им со временем предложат намного больше: 60—70 тыс., а самым крутым спецам платят и до $10 тыс.”.

vlad