Новости рынков

Что происходит с иностранными инвестициями: какие фирмы уходят из Украины

Какие иностранные компании закрывают заводы в нашей стране и на какие новые производства нам можно рассчитывать.

В последние месяцы промышленный сектор Украины генерирует тревожные новости. Из страны уходят или до минимума сворачивают операционную деятельность ряд международных компаний, которые решили продать свои производственные активы в нашей стране. Разберемся, насколько эти случаи показательны и что происходит с иностранными инвестициями в Украину.

Кто уходит и почему

23 июня компания Tetra Pak сообщила о намерении закрыть завод по производству упаковки в Киеве с ожидаемой датой прекращения производства 31 декабря 2016 г. В компании отметили, что, несмотря на закрытие завода, на котором работает более 180 человек, Tetra Pak продолжит деятельность в Украине и планирует сохранить около 50 работников в отделах продаж, маркетинга и технического обслуживания.

Одновременно с Tetra Pak свернул производство в нашей стране и крупнейший финский производитель красок – Tikkurila. В июне она объявила о продаже своего завода под Киевом и дистрибьюторского подразделения в Беларуси за 6,8 млн евро, говорится в официальном сообщении финской компании. Покупателем стала эстонская FarbaHouse. Но ее конечные бенефициары – топ-менеджеры украинского предприятия: гендиректор Мауно Нурм и коммерческий директор компании Игорь Женевский.

Раньше произошла потеря еще одного производственного актива. Стало известно, что финская Ruukki вывезла из Украины завод по производству сэндвич-панелей, в который инвестировала 5 млн евро. Теперь продукция импортируется из Польши. После перевозки линии в Польшу украинская компания значительно “похудела”, а количество персонала было сокращено примерно на 40%.

У каждой компании веские причины, чтобы уйти. Согласно сообщению Tetra Pak, решение о закрытии завода связано со сложными рыночными условиями по всей Европе, которые привели к возникновению излишков производственных мощностей на заводах Tetra Pak в регионе, среди которых завод в Киеве наименее загружен. “Только спад спроса плюс техническая невозможность. А вложения, которые надо было бы делать, они серьезные, большие и постоянные. И сегодня такие вложения уже сделаны в других странах, в том числе в России, а также в Венгрии, Германии, где более стабильный спрос и загрузка повыше”, – процитировало агентство “Интерфакс-Украина” управляющего директора Tetra Pak в Украине, России, Беларуси и Центральной Азии Уроша Кепицу.

Падают продажи и лакокрасочных изделий. Топ-менеджмент украинской Tikkurila рассказал, что только в прошлом году объем реализации в натуральном выражении сократился в среднем на 50% по сравнению с 2014 г. Аналогичная ситуация на рынке коммерческого строительства, который в прошлом году упал примерно на 30-35% по сравнению с 2014 г., объяснили в “Руукки-Украина”.

Что с иностранными инвестициями в целом?

Такие решения, как сворачивание полностью или частично производства в Украине, глобальными корпорациями принимаются не молниеносно. Во многом это последствия двухлетнего спада, который демонстрировала экономика Украины на протяжении 2014-2015 гг. (промышленное производство только в 2015 г. упало на 13,4%, ВВП – на 10%). Сейчас ситуация нормализовалась, с января наблюдаются небольшой рост промышленного производства и реального ВВП.

Приток иностранных инвестиций вырос в несколько раз и составил по итогам четырех месяцев текущего года $1,8 млрд, или 4,7% ВВП. И хотя это внушительная цифра, но более 90% указанной суммы составляют вложения в банки, которые нуждаются в увеличении капитала.

“Прогресс в реформах был недостаточным, чтобы привлечь в Украину массовые иностранные инвестиции”, – рассказала “ДС” главный экономист Dragon Capital Елена Белан. По ее мнению, уход некоторых компаний с рынка вряд ли является трендом. Но желающих вкладывать средства в экономику Украины также мало.

Многие инвесторы проявляют интерес, но очень редко принимают решение вкладывать средства после изучения ситуации с коррупцией и верховенством права. Показательной можно считать корпоративный конфликт вокруг Черкасского ликероводочного завода, контроль над которым пытается уже несколько лет вернуть компания Marie Brizard Wine&Spirits. На внутренние проблемы накладываются внешние. “Инвесторы бегут с нестабильных, развивающихся рынков, коим Украина является по определению. Тут точно не стоит очередь из инвесторов”, – констатирует исполнительный директор Тhe Bleyzer Foundation Олег Устенко.

Аграрии нам помогут

На смену закрытым производствам приходят новые, но на 90% – это связанные с АПК производства. Так, за последний год открылись сразу несколько заводов в данном секторе: новый маслоэкстракционный завод Allseeds под Одессой; семенной завод “Маис” в Днепропетровской области стоимостью более 100 млн грн., треть из которых взяты в кредит у немецкого банка BHF под гарантии Европейского банка реконструкции и развития; новый завод международной группы Puratos в Одесской области по производству маргарина и сухих смесей для хлебопекарной и кондитерской промышленности за 7 млн евро. Кроме того, компания “Интерагросистема” в Черниговской области запустила первый в нашей стране завод по производству картофеля фри, а один из крупнейших мировых зернотрейдеров Noble Group будет строить новый терминал в порту Николаева.

Такая любовь к аграрным проектам не случайна. В 2013 г. аграрный сектор приносил каждый третий доллар, который получает Украина от торговли на внешних рынках. По итогам первого квартала 2016 г. доля АПК в общей структуре экспорта выросла до 43%, рапортовала Государственная фискальная служба.

Айтишники спасут страну

Еще одной палочкой-выручалочкой для страны могут стать IT-компании. По темпам роста объемов иностранных инвестиций им нет равных. Данные украинской организации “Ассоциация международных инвесторов” (UVCA) свидетельствуют, что в 2015 г. рост инвестиций в украинский IТ-сектор вырос на 237%. Почти половина всех сделок была заключена с участием международных фондов, достигнув $132 млн. Самые известные: Фонд развития Украины Джорджа Сороса (Ukrainian Redevelopment Fund LP) стал совладельцем датского IT-аутсорсера Ciklum, крупнейший офис разработки которой находится в Украине. А Snapchat купил одесский стартап Looksery за рекордные $150 млн.

Эксперты в целом намного оптимистичнее смотрят в будущее, чем еще год назад, в том числе благодаря ряду позитивных шагов государства навстречу инвесторам. Например, 8 июня Национальный банк Украины сделал то, что от него ждали больше года, – принял постановление от 8 июня 2016 г., которое снимает ранее действующий запрет на репатриацию дивидендов, начисленных иностранным инвесторам украинских компаний. “Это очень важно, так как инвестора, который не может свободно передвигать свои деньги, трудно убедить инвестировать”, – написала по этому поводу в Facebook директор по инновациям во Львове и советник мэра Львова Яника Мерило.

Теперь осталось только ждать инвестиций в Украину западных компаний и надеяться, что сфера их интересов заметно расширится.

helen