Новости рынков

Украинские толстосумы не доросли до искусства

Наши миллионеры скорее купят себе новую машину, чем вложат деньги в живопись.

По оценкам австрийской компании Kunst Asset Management GmbH, стоимость мировых арт-активов составляет более $250 млрд. “Но в свободном обращении сейчас находится не более 2% от всех предметов искусства на сумму порядка $5 млрд”, – рассказал заместитель председателя правления, начальник департамента персональных банковских услуг УкрСиббанка BNP Paribas Group Алексей Александров.

Инвестиционные консультанты все активнее советуют своим клиентам диверсифицировать вложения покупкой именно таких активов. Тем более что прибыльность подобных инвестиций зачастую выше доходности классических фондовых рынков, а риски – значительно меньше. За последние 50 лет индекс Mei Moses All Art, отражающий цены на произведения искусства, ушедшие с молотка на аукционах в Лондоне и Нью-Йорке, показал среднюю доходность в 12,6% годовых. Вложения в акции компаний, входящих в фондовый индекс S&P 500, показывающий среднюю стоимость рынка США, приносили доход всего 11,7%. Притом что степень рисковости фондовых вложений несравнимо выше: фондовые рынки могут рухнуть, а произведения искусства всегда будут в цене.

За последние 50 лет индекс Mei Moses All Art, отражающий цены на произведения искусства, ушедшие с молотка на аукционах в Лондоне и Нью-Йорке, показал среднюю доходность в 12,6% годовых. При этом вложения в акции компаний, входящих в фондовый индекс S&P 500, показывающий среднюю стоимость рынка США, приносили доход всего 11,7%.

Бытует мнение, что покупка предметов искусства – исключительно удел толстосумов. Действительно, рекомендуемый специалистами минимальный объем инвестиций оптимально должен составлять $100-200 тыс. “При таких суммах вложений может быть сформирована по-настоящему ценная коллекция, которая будет иметь перспективу роста стоимости на 10-15% ежегодно на протяжении 10 лет”, – полагает партнер международной юридической компании AstapovLawyers International Law Group Олег Мальский. Самой доходной считается живопись, если рассматриваются долгосрочные вложения. Индекс классических произведений искусства в последние три-четыре десятилетия ежегодно подрастает примерно на 4%.

К тому же сейчас даже крупные аукционные дома начинают поощрять мелких инвесторов. Специально для них на продажу выставляются недорогие лоты с начальными ценами от $1 тыс.

Украина в этом смысле остается на задворках. “Полноформатного цивилизованного арт-рынка с необходимой инфраструктурой проверки провенанса (истории владения) предмета искусства, контроля и анализа ценового предложения в нашей стране пока нет”, – утверждает г-н Александров. Серьезным риском для инвесторов является и значительное количество подделок. По различным оценкам, от 20 до 40% годового оборота на арт-рынке в Украине приходится именно на липовые произведения искусства.

Неудивительно, что отечественные богачи, даже в условиях нынешней экономической нестабильности в стране, не торопятся скупать арт-активы. “В последние четыре года мы фиксировали лишь единичные обращения о предоставлении консультаций в рамках арт-банкинга”, – говорит руководитель департамента по управлению клиентскими сегментами ПУМБ Виталий Абаев. Хотя кризисный период – просто идеальное время для инвестиций в предметы искусства. Именно сейчас работы художников можно купить по заниженной цене и начать собирать коллекцию, которая в долгосрочной перспективе может озолотить хозяина. “За последний год спрос на произведения искусства упал на 50%, а цены – на 20-30% по сравнению с прошлым годом”, – сообщил “ДС” совладелец аукционного дома “Золотое Сечение” Михаил Василенко.

Эксперты советуют начинать с приобретения работ молодых художников. Стоят они сравнительно недорого, а заработать на них можно изрядно. Конечно, при условии, если вам удастся угадать, что будут охотно и дорого покупать богатые коллекционеры через несколько десятков лет. Наиболее перспективными в этой категории считают работы Артема Волокитина, Назара Билыка, Степана Рябченко, Жанны Кадыровой, Никиты Кравцова и некоторых других.

Также выгодно инвестировать в творения трендовых живописцев, чьи работы стабильно растут в цене. В Украине есть несколько зрелых авторов, которые входят в так называемую художественную элиту, но стоимость их работ еще не достигла пика: это Дмитрий Кавсан, Влада Ралко, Николай Кривенко, Марко Гейко. “Украинское искусство очень недооценено – и с художественной, и с коммерческой точки зрения. В средней и долгосрочной перспективе это очень интересный инвестиционный инструмент”, – убежден совладелец акционерного общества Arts Trend Егор Волоткович.

Работы мастеров первого эшелона не дешевеют даже в кризис. Так, нет ни малейшего шанса купить “со скидкой” картины Анатолия Криволапа, который считается самым дорогим современным художником Украины по результатам аукционных продаж. В 2011 г. его картина “Степь” была продана на торгах Phillips de Pury&Co в Нью-Йорке за $98,5 тыс., а полотно “Конь. Ночь” – за $124,3 тыс. В минувшем году на лондонских торгах этого же аукционного дома работа “Конь. Вечер” ушла с молотка за $186,2 тыс. Дорого стоят работы Арсена Савадова ($35-45 тыс.), Василия Цаголова ($30-40 тыс.) и Александра Ройтбурда ($20-25 тыс.).

“Важными проблемами в арт-инвестировании являются покупательные возможности клиентов, формирование цены на произведения искусства, законодательные вопросы. По всем трем аспектам украинский рынок только лишь формируется”, – говорит Алексей Александров.

В нашей стране сейчас можно насчитать около ста коллекционеров современного искусства – это очень мало. Притом что в Украине проживают 440 мультимиллионеров, чье общее состояние оценивается в $75 млрд, а гривневых миллионеров, по данным налоговых органов, почти 3,4 тыс. Местные толстосумы скорее купят себе новый автомобиль, чем вложат деньги в живопись. Да и многие люди просто не понимают, почему картина может стоить дороже, чем швейцарские часы или iPhone.

По материалам «Деловая столица»
regional