Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины попытается добиться выделения из государственного бюджета 2 млрд грн на программы молодежного строительства и 30/70.
Об этом заявила директор департамента государственных программ и развития жилого строительства Минрегиона Наталья Козловская.
“Поскольку по итогам первого квартала Бюджет-2016 будет корректироваться, есть возможность выделения средств”, — рассказала она.
Причем речь идет о немалых суммах. По словам Козловской, ведомство аргументировало финансирование каждой из программ на уровне 1 млрд грн в год. Сколько смогут реально выделить, еще неизвестно, поскольку пока существует лишь черновой вариант бюджетных правок. Но в любом случае государственная помощь в таких проектах всегда показывает аккумулятивный эффект.
В действующем варианте бюджета прописаны лишь средства на выполнение государственных обязательств по уже выданным кредитам: чуть больше 81 млн грн на удешевление ипотеки, плюс 61,4 млн грн на компенсацию процентной ставки по молодежным кредитам. На новые договоры не предусмотрено никаких средств.
Причем новых кредитов на льготных условиях не выдают уже второй год подряд. При этом проблема социального жилья только обострилась.
“Кроме молодежи и малообеспеченных граждан, срочного и активного участия государства в обеспечении жильем требуют переселенцы и участники АТО. Но со стороны государства пока нет системного подхода к этим вопросам, проблему решают за счет местных ресурсов”, — отметил первый заместитель председателя правления Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству Сергей Комнатный.
А пока государство ищет “лишние” деньги, чиновники предлагают реформировать саму систему выделения кредитов.
Прежде всего, убрать морально устаревшую норму квартирной очереди. Хотя в ней сейчас стоит более 600 тыс. украинцев, львиная доля нуждающихся в улучшении жилищных условий даже не пытались там зарегистрироваться, сомневаясь, что смогут хоть когда-то дождаться необходимого жилья.
“Сейчас узнать, достаточно ли у человека квадратных метров, можно, открыв данные Реестра вещных прав. Поэтому мы предлагаем исключить норму обязательной регистрации в квартирной очереди для соискателей государственных кредитов”, — сообщил Комнатный.
Также он считает необходимым изменить формулу компенсации части кредита. Сейчас в ней фигурирует расчетная цена, которая устанавливается каждый год Минрегионом, порой она вдвое меньше реальной, в результате человек по факту имеет право на возмещение не 30%, а лишь 15% стоимости жилья.
“Мы предлагаем использовать оценочную стоимость”, — рассказал Комнатный. Эти пожелания еще не оформлены в законопроект, однако еще две инициативы уже внесены в парламент: о возмещении участникам АТО 50% стоимости жилья и об арендном жилье.
Глава совета ВА “Укрмолодьжитло” Евгений Исаев считает, что самому фонду надо дать больше свободы, вплоть до того, чтобы позволить ему стать субъектом законодательной инициативы. Но главное — увеличить уставный фонд.
“Плюс еще 1 млрд грн в уставный капитал — и можно запускать пилотные программы”, — сказал Исаев.
В свою очередь Козловская призвала не рассчитывать только на государственный и местные бюджеты, а привлекать для решения социально важных строительных программ средства предприятий и даже международных фондов.
Но чтобы бизнесу и международным донорам было интересно инвестировать в социальные программы государства, необходима дерегуляция строительной отрасли, считает исполнительный директор Ukrainian Building Community Татьяна Шульга. “Необходимо обеспечить прозрачные правила для бизнеса и защиту для конечных покупателей”, — подчеркнула она.
Привлечь частный бизнес в такие проекты может, к примеру, возможность не платить налог на добавленную стоимость. “Застройщики, возводящие социальное жилье, могут не платить НДС. Эта норма существует давно, но на практике этого не происходит, налоговики отмечают, что механизм надо доработать, чтобы льгота засчитывалась автоматически”, — отметил Комнатный. Однако, прежде всего, для работы с международными донорами нужна реформа фонда.