Известный эксперт Михаил Крутихин считает, что у Эрдогана до сих пор есть мысли о величии Турции
Михаил Крутихин в интервью Николаю Нелюбину для издания “Новый проспект” рассказал о важности Азербайджана для Турции
Вы много лет в курсе того, чем и как живёт Ближний Восток. Вы можете объяснить, зачем Турции Азербайджан? У товарища Эрдогана до сих пор есть мысли о величии Турции. Турецкая империя всё-таки была Османской империей. Ему покоя не даёт наследие Ататюрка, которого он, судя по всему, очень не любит, а потому и не упускает возможности повернуть от ататюрковских свершений куда-то в другую сторону. Он почувствовал силу, он попробовал силу против курдов в Сирии, попробовал силу в Ливии. Не будем сейчас разбирать, какие есть союзники у Эрдогана в арабском мире, важно, что у него имеются свои идеи — даже не пантюркизма, а панисламизма. То, что он не лезет активно в Среднюю Азию, понятно — занято уже, там китайцы, Эрдогана они туда не пустят. А вот Азербайджан — это тандем. Практически 40% всей нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли в Турции — это Азербайджан. Это южный газотранспортный коридор, нефтепроводы. Это замена России в газовых поставках через этот регион в Южную Европу, в Центральную Европу. Эрдоган не пустил в Италию «Газпром». Он расширяет своё могущество. Хочет показать ЕС, что раз они его не пускают в свой союз (Турция числится официальным кандидатом в члены ЕС много лет, соглашение об ассоциации с ЕС было подписано ещё в 1963 году .— Прим. «НП»), то он и без союза наворотит такого, что всем мало не покажется. В восточном средиземноморье Эрдоган не даст спокойно работать Израилю с Кипром, Грецией, Египтом. Это не тактическая история в Азербайджане, это стратегия. И это не очень хорошо…
Я много лет туда регулярно езжу. Впервые в 1977 году приехал в Стамбул. Страна очень сильно поменялась. Много общаюсь с местными интеллектуалами, профессорским составом университетов. Они всегда были уверены, что гарант демократии в Турции — это военные. Они несколько раз своими переворотами спасали страну от совершенно бредовых политиков, снова ставили на гражданские рельсы. Именно поэтому товарищ Эрдоган взялся в первую очередь за них. Был там заговор в 2016 году или не было — неясно, но Эрдоган арестовал всю армейскую верхушку, которая могла бы вернуть страну на неисламские рельсы. Дальше он уже повёл страну по пути мракобесия.
Эрдогану 66 лет. Однажды он уйдёт. Ситуация меняется или смена, которая продолжит его дело, подрастает? Очень трудно сказать. Ведь в будущее смотрят там только интеллектуалы, по крайней мере с кем я общаюсь. А когда разговариваю с обычными турками… Например, один мой знакомый 15 лет прожил в Германии. Вроде мог бы уже интегрироваться. Он возвращается к себе домой в Турцию, встречаемся, и первое, что он сообщает, — он своих детей послал учиться в исламскую школу и просит меня помочь им с арабским языком, потому что это сейчас «то что нужно». «Торжество Ислама». «Мы всех победим». Совсем разные векторы. Интеллектуальная верхушка стремится к интеграции с европейской культурой, другие же турки вместе с Эрдоганом собираются в великую Турцию. Очень тревожно это всё, очень…
Отвечая на вопрос о возможном вмешательстве Турции в военный конфликт Армении и Азербайджана в Нагорном Карабахе Михаил Крутихин отметил:
«Руки у Турции развязаны полностью: она видит, что никто не вступится. Европа не может вступиться военным путём. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ, в нее входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. — ред) — на бумажке существующая фигня для чиновников, она тоже ни за кого не вступится.
Россия на коленях, то есть абсолютно не может вступиться. Америке наплевать. Другими словами, Алиев (Ильхам Алиев — президент Азербайджана — ред.) выбрал удачное для себя время, он понял, что за армян сегодня никто не вступится, разве что только на словах. Всё уравнение решается в его пользу», — уверен эксперт.