Новости рынков

Украина стала первой страной, где осуществили сделку по продаже квартиры за криптовалюту

Украина попала на страницы американской прессы как страна, в которой впервые в мировой истории была осуществлена трансатлантическая сделка по продаже недвижимости за криптовалюту.

Статью о подробностях опубликовал американский журнал The Wall Street Journal. Это событие в мире криптовалют — революционное, а причастные к сделке — полны восторга. Хотя для большинства украинцев это событие, как эпизод из фильма о далеком будущем, где есть телепортация и искусственный разум.

Сделку по продаже киевский квартиры заключали отнюдь не рядовые киевляне Иван и Петро. Хозяин квартиры — нью-йоркский магнат Марк Гинсбург, а покупатель — Майкл Аррингтон, основатель и соавтор блога TechCrunch, который описывает технологические стартапы Селиконовой долины. Аррингтон является одним из наиболее влиятельных людей в интернете. Оба на момент сделки находились не в Украине.

Естественно, что для осуществления продажи и ее официального оформления, согласно украинским законам, покупателю и продавцу потребовались официальные представители, которые находились непосредственно в Украине и выполнили массу технической и бумажной работы.

Однако на поверку это была не чистая сделка “купли-продажи”, а обмен квартиры на определенную сумму криптовалюты Etherеum в эквиваленте $60 тыс.

Подготовка, как пишет на своей странице в Facebook юрист фирмы “Юскутум” Артем Афян, заняла несколько месяцев. “Особо хочу подчеркнуть, что при осуществлении этой сделки все налоги, сборы и пошлины были уплачены в государственный бюджет Украины в полном объеме”, — отметил советник главы Государственного агентства по вопросам электронного правительства Константин Ярмоленко.

Юристы и все причастные к этому событию считают, что за подобными сделками — будущее. Ведь они позволят покупать и продавать недвижимость в любой другой стране в электронной форме: 24 часа в сутки, семь дней в неделю, 365 дней в году. Для этого не нужно будет тратить время на официальные бумаги и походы к нотариусам — покупатель будет получать электронный сертификат на право собственности, который будет надежно защищен технологией блокчейн, то есть — все данные о сделке будут надежно зашифрованы, так что подделать их будет невозможно.

Использование технологии блокчейн набирает стремительных оборотов: по данным издания CoinDesk, которое провело опрос среди тех, кто использует криптовалюту, 40% опрошенных приобрели ее только в этом году, тогда как 16% — в прошлом, а 12% — еще в 2013 г. Однако объем сбережений в криптовалюте рядового инвестора пока невелик — 22% хранят $10-50 тыс., 20% — $1-5 тыс., а у 16% общий объем криптовалютных сбережений не превышает тысячи долларов.
И пока что увлечение криптовалютами остается уделом молодых: половина криптоэнтузиастов — это люди в возрасте до 35 лет.

Чисто сторонников независимой ни от какой власти платежной системы растет и в Украине: уже сейчас есть компании, которые не только активно продвигают сделки с криптовалютами, но и разрабатывают юридические и налоговые схемы, которые позволяют ввести криптовалюту в повседневную жизнь. Например, в начале сентября юридическая фирма “Ильяшев и Партнеры” заявила, что начала принимать оплату в биткоинах. И хотя Государственная фискальная служба настаивает на том, что криптовалюта Bitcoin не может быть средством платежа, юристы придерживаются другого мнения. Если госорганы стараются действовать по принципу: “что не урегулировано, то лучше от греха подальше запретить”, то юристы — по принципу: “что не запрещено, то разрешено”. “Пока законодательный орган не запретит использование криптовалют, а это вряд ли произойдет, мы будем работать с ними”, — считает управляющий партнер юрфирмы Михаил Ильяшев.

При этом юрфирма ссылается на опыт Эстонии, где власти признали биткоин официальной валютой.

Однако для большинства украинцев погружение в мир будущего с блокчейнами, криптовалютами и другими непонятными терминами, по всей видимости, в ближайшее время не грозит. Дело в том, что пока официальные власти в Украине не спешат регулировать использование криптовалют. Зампредседателя Национального банка Украины Олег Чурий недавно заявил, что НБУ не считает биткоин валютой, так как отсутствует центральный эмитент этого актива. Также НБУ не может признать биткоин платежным средством, поскольку, согласно законодательству, таким средством в нашей стране является гривна.

По словам Чурия, НБУ пока занял выжидательную позицию и сослался на регуляторов финансовых рынков в других странах, которые до сих пор не решили вопрос “что такое криптовалюта?”, а поэтому даже не пытаются искать ответ на второй вопрос — “что с этим делать?”.

Поэтому до тех пор, пока государство не установит хотя бы минимальные правила игры на рынке криптовалют, их использование не получит массового распространения. Ведь мало прописать свое право собственности в строчке кода.

Нужно, чтобы государственные органы признавали такую фиксацию прав
собственности легитимной, а в случае конфликта смогли защитить права настоящего собственника. А пока этого нет, криптовалюты будут уделом аматоров и экспериментаторов.
По словам экономического эксперта Алексея Куща, на данный момент криптовалюты выпадают из правового поля, в том числе из сферы деятельности Декрета о валютном регулировании. “Распространение криптовалют в Украине возможно лишь в формате появления цифровой гривни с использованием технологии блокчейн, особенно в сфере уплаты различных административных сборов, а также при построении cashlees экономики. Что касается инвестиционной привлекательности криптовалют, то украинцы склонны либо к классическому заработку рантье (банковский депозит), либо к зарабатыванию “быстрых” денег (операции с иностранной валютой). В связи с этим неустойчивый курс криптовалют отобьет желание инвестировать в них у 90% украинских инвесторов”, — сказал он.

По мнению Куща, НБУ вряд ли разрешит работать с криптовалютами банкам, а комиссия ценных бумаг — торговцам, а значит, большая часть операций с ними будет происходить на интернет-площадках, без гарантий возвратности вложенных средств.

Кроме того, криптовалюты могут стать “цифровым движком” для работы обнальных площадок — следовательно, их функционирование в Украине будет существенно ограничено и со стороны ДФС.

helen