Заявления вице-премьер-министра по европейской и евроатлантической интеграции Украины по вопросу моратория на экспорт украинского леса-кругляка не соответствуют действительности и украинским интересам. Об этом заявил председатель комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк.
В частности, нардеп прокомментировал утверждение Иванны Климпуш-Цинцадзе о том, что мораторий на экспорт леса якобы является единственным вопросом, который блокирует для нас получения дальнейшей не кредитной макрофинансовой помощи ЕС. “Эта” макрофинансовая помощь” – кредит, который нужно вернуть через 15 лет. Убедиться в этом можно прочитав первые строки соответствующего Меморандума с ЕС: “.. Европейский парламент и Совет ЕС приняли решение о предоставлении макрофинансовой помощи Украине в размере до 1, 8 млрд евро в виде кредитов (Решение ЕС 2015/601)”. Соглашение, срок погашения и проценты за пользование кредитом определены в соответствующее кредитное соглашение“, – отметил В. Галасюк.
Кроме того, председатель комитета отметил, что мораторий полностью отвечает обязательствам Украины в рамках ВТО, хотя вице-премьер утверждает обратное, “фактически обвиняя свою страну в нарушении международных обязательств”. “Наш мораторий не противоречит Соглашению с ВТО, которая предусматривает ряд разрешенных исключений: из соображений сохранения природных ресурсов, которые исчерпываются (если такие меры проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления), с целью ослабления или предупреждения критического дефицита товаров, имеющих большое значение для страны, экспортирующей и тому подобное. К тому же мораторий является временным (10 лет) и недискриминационным (все страны)“, – пояснил В. Галасюк.
По его словам, принятие решений о нарушении условий международной торговли ГАТТ/ВТО осуществляется в соответствии с регламентом и официальных процедур компетентными органами ВТО и может длиться годами – пока такого рассмотрения вообще не было: “Все, что происходит, – международный политический процесс высокого уровня с игрой в поддавки со стороны отдельных украинских чиновников“.
Более того, 10-летний запрет уже дал существенный положительный экономический эффект для украинской деревообработки, мебельной и бумажной промышленности и экономики в целом: дополнительные инвестиции, товарный экспорт, новые рабочие места, больше налогов в бюджеты всех уровней, хотя вице-премьер это отрицает. “Мягко говоря, странная позиция украинского чиновника высокого уровня. Надеюсь, что это все же неосведомленность и непонимание, а не компрадорская политика в угоду иностранным импортерам украинского сырья“, – прокомментировал парламентарий, заверив в готовности оказать необходимую информацию чиновникам, заинтересованным в решении вопроса в пользу Украины.