Новости рынков

Готова ли Украина к потере 10 млрд. грн.?

На состоявшемся в Киеве круглом столе, народные депутаты Украины, представители ГФС, топ-менеджеры украинских представительств «SONY», «Сanon», «Samsung Electronics», владелец «Фокстрот», совладелец «Rozetka.ua», представители «Алло», «Европейской бизнес ассоциации», Ассоциации «Украинские импортеры бытовой электроники» и другие участники делились мнениями о том, как контрабанда техники убивает легальный бизнес в Украине.

Основными обсуждаемыми проблемами стали развитый «серый» импорт и контрабанда бытовой техники и электроники, а также отлаженная система их сбыта.

По информации компании «GFK Ukraine», доля «серого» и «черного» рынка плоскопанельных телевизоров составляет 9-10%, пылесосов — 16-18%, телефонов, смартфонов и ноутбуков — 15-20%, планшетов — 20%, а фотокамер — 20-25%.

Генеральний директор «SONY Украина» Тацуо Такахаси приводит более угрожающую статистику. С декабря 2015 г. уровень параллельного импорта аудио-видео товаров радикально повышается: для телевизоров крупных дигоналей «SONY» он достигает 60%, а для премиум-смартфонов «SONY» — 45%.

Компания «Canon» проиллюстрировала вред «серого» импорта на собственном примере, оценив свои потери на уровне 20%, и это в условиях падения украинского рынка фототоваров на 65%.

В западную Украину очень трудно продать официальный товар «Canon», потому как Львовская область, Волынь завалены товаром из близлежащих стран. В приграничных регионах объявления о трехдневной доставке под заказ из ЕС распространяются через почтовые ящики. Такой товар предлагается доставить под заказ по ценам, которые ниже цен официальных дистрибуторов «Canon» в Украине на 15-20%. По этой же причине «Canon» попросту перестал ввозить профессиональную фототехнику в Украину.

«Многие онлайн-продавцы имеют дело с «серым» товаром и реализуют его по более низким ценам из-за неуплаты налогов и пошлин, ограниченной или вовсе отсутствующей официальной гарантии, отсутствия необходимости тратиться на локализацию бизнеса», — считает «SONY Украина».

«Все эти способы экономии на НДС и пошлинах до сих пор возможны только по одной причине — продажа бытовой техники и электроники все еще разрешена без РРО. И даже ведущие интернет-игроки продолжают использовать ФОПы вместо кассовых аппаратов, не платить НДС и продавать технику, ввезенную в страну мимо таможни. Потребителям следует перед покупкой в интернете обязательно проверять срок гарантии на официальную продукцию в Украине на сайте производителя», — советует генеральный директор ведущего ритейлера бытовой техники и электроники «Эльдорадо» Сергей Цыбульский.

Компания «Samsung Electronics» считает легализацию бизнеса ключевым фактором в борьбе за спрос покупателя, а большие компании, оплачивающие большие суммы налогов должны быть защищены от нечестных правил игры на внутреннем рынке.

«Мы хотим конкурировать удобством покупки, лояльностью к покупателю, уровнем сервисного обслуживания, качеством доставки, набором дополнительных услуг. Тогда это будет цивилизованной конкурентной средой», — отмечает Сергей Цыбульский.

«Мы совместными усилиями пытаемся чего-то достичь, но без поддержки государства, к сожалению, мы никак», — замечает директор по продажам «Canon-Украина» Алла Идобаева. «Мы хотим быть уверены, что государство нам поможет. Контрабанда должна быть лишена смысла!», — добавляет директор департамента «Samsung Electronics Украина» Виталий Кузнецов.

«Официальный дилер должен получить поддержку в Украине! В противном случае, складывается впечатление, что серому импорту техники в Украине создаются благоприятные условия», — отмечает генеральний директор «SONY Украина» Тацуо Такахаси.

Продолжающееся недостоверное декларирование товаров, занижение таможенной стоимости, ненадлежащее заполнение 31 графы декларации без указания торговой марки и производителя, а также контрабандный ввоз товара вне таможенного контроля указывает на бездействие ГФС в данном вопросе.

Возникают вопросы к борьбе с контрабандой и у законодателей – народный депутат Татьяна Острикова видит угрозу монополизации рынка внешнеэкономической деятельности: «Это продвигается под европейскими лозунгами: законом об уполномоченных экономических операторах, проектом приказа про новый порядок функционирования грузовых таможенных терминалов, идет PR-кампания в СМИ о том, что таможни не должны быть внутренними, надо таможенное оформление перенести на пункты пропуска, на границы и в аэропорты. При этом, так называемые «логистические операторы», через Фонд госимущества взяли в аренду площади в семнадцати, на сегодняшний день, пунктах пропуска и в один прекрасный день легальный бизнес может очутиться в ситуации, когда рынок перевозок, грузовых таможенных терминалов, брокерских услуг будет монополизирован контрабандистами и эти же люди станут уполномоченными экономическими операторами. Как тогда бороться за честный импорт — это большой вопрос!».

Также нардеп заостряет внимание на том, что наибольшие на сегодняшний день интернет-магазины это СПД-«единщики», оборот которых чрезвычайно сложно проконтролировать. Именно они часто становятся площадкой для реализации контрабандно ввезенных товаров, — «Я за то, чтобы все ввозили товар по действительно реальной его стоимости и платили одинаковые налоги».

Влияние «серого» импорта и контрабанды на внутренний рынок настолько значительно, что приводит к сворачиванию бизнеса крупными компаниями вследствие утраты ими конкурентоспособности.

Так, ряд крупных компаний были вынуждены закрыть свои офисы в Украине — «Hewlett-Packard» перевела свой офис в Польшу, а компания «LG» практически расформировала свое украинское представительство.

Компания «SONY» решение проблемы видит в постаудите с учетом объединения налоговой и таможенной функций, а также изъятиях товара, не прошедшего должного таможенного оформления с торговых точек в Украине.

Решение проблемы зависит от принятия ряда мер: запуск действенного таможенного постаудита, закрепление национального принципа исчерпания прав интеллектуальной собственности, обязательное использование «единщиками» кассовых аппаратов, введение декларирования физлицами ввозимых без уплаты пошлин товаров и их учет, обязательное указание торговой марки в ГТД, а также усиленный информационный обмен между таможнями соседних стран.

Указанные меры позволят увеличить легальный рынок, как прогнозируемый результат — уменьшить стоимость товара для конечного потребителя и обеспечить дополнительные поступления в госбюджет Украины.

В противном случае, государству стоит задаться вопросом, готово ли оно к дальнейшему уходу международного бизнеса и разорению законопослушных национальных операторов рынка, ежегодно перечисляющих в госбюджет более 10 млрд. грн.?

redaktsiya