Финансовые новости

Валютная «лихорадка» в Украине выгодна тем, кто ее организует, – Богдан Данилишин

Как известно - мудрые люди учатся на чужих ошибках, а не очень грамотные - и чужие повторяют, и своих полно делают. Я давно говорил, что нужно внимательно изучить уроки кризиса 2008-2009 гг. Как показывает опыт, в условиях Украины самое худшее мероприятие - ограничение и запрещение.

Во-первых, надо исходить из того, что экономика Украины быстро интегрировалась в систему теневых финансовых потоков, используя стандартные инструменты манипулирования ценами экспорта и импорта, а также финансовые инструменты.

Кумулятивный отток теневого капитала из страны за период с 2000-2008 гг. составил 82 млрд долл. США, а за два последних года – более 60 млрд. Эта сумма более чем в 5 раз превышает официальные резервные активы Украины, почти втрое – расходы сводного бюджета на здравоохранение и образование, в 6 раз – объем прямых инвестиций. По кумулятивным оттокам теневого капитала Украина входит в двадцатку “стран-лидеров”.

Украина имеет самый большой неформальный сектор. Теневая экономика составляет более 50% официального ВВП. Поэтому при желании Украину можно было бы долларами «закидывать» всю.

Дефицит долларов на внутреннем рынке Украины создан искусственно, прежде всего из-за занижения денежной оценки экспорта; искусственное завышение цены импорта и целого ряда других факторов, которые используются в интересах олигархических структур.

Во-вторых, свободный обменный курс нужно было внедрять еще в мае-июне 2012 года. Искусственное сдерживание курса также способствовало рецессии в экономике страны. Неизбежности девальвации национальной валюты искусственно подогревалась и непродуманной политикой Национального Банка Украины.

Если есть спрос на валюту – не надо ничего запрещать – это только усиливает ажиотаж, панику, а стараться всеми возможными средствами удовлетворять спрос. Для этого нужно предлагать привлекательные депозитные программы для аккумулирования средств населения в банковских структурах; создавать государственные (под гарантии Правительства) жилищные фонды для строительства жилья, формировать своего рода государственные жилищные облигации, которые затем можно было бы обменять через жилищные программы на квадратные метры жилья.

Наконец – реально заниматься рынком земли, а не имитировать какую-то земельную реформу. Нужно реально, показать, что скупка валюты является не самым лучшим способом сбережения в период кризиса.

Относительно валютного рынка, то, кажется, целостной концепции валютного регулирования вообще не существует. Тем более, речь не идет о концепции, согласованной со стратегией и тактикой мероприятий внешнеторговой и инвестиционной политики Правительства, которая собственно и должна подкрепляться и поддерживаться мерами валютного регулирования. У нас валютное регулирование существует само по себе, что постоянно ощущают на своих кошельках и отдельные граждане, и крупные корпорации.

Но главное – надо наконец начинать реальные реформы – медицинскую, пенсионную, страховую, а не только говорить о них.

Что касается реальных шагов Правительства и Национального Банка в кризисных условиях, на мой взгляд, было бы целесообразно следующее: на период 2012 – первой половины 2013 года – обязательность 100%-й продажи экспортерами валютной выручки на внутреннем рынке Украины; запретить возвращение НДС на объемы экспорта, осуществляемые через оффшоры; ввести дополнительный 20%-ный налог на все трансакции, осуществляемые через оффшоры, на период 2012 – первой половины 2013 года – ввести 20%-ный налог на закупку валюты для потребностей некритического импорта продукции; вернуть в Украину незаконно вывезенные ее валютные резервы и не допускать новых случаев и «волн оттока» долларов с внутреннего рынка Украины – это более 150 млрд. долл США; объемы незаконных трансакций по выводу средств за рубеж считать убытками государства Украина.

Чтобы предотвратить банковский кризис, НБУ целесообразно принять ряд решений, устанавливающих принципы рефинансирования коммерческих банков с проблемами краткосрочной ликвидности при проявлениях признаков финансового кризиса. Для предотвращения валютного кризиса необходимо выработать комплекс мер, которые не позволят валютным спекулянтам расшатывать курс. При этом НБУ и в дальнейшем проводить политику повышения волатильности курса для снижения рисков разбалансирования платежного баланса.

Хочу отметить также то, что для поддержания платежного баланса следует избегать оттока капитала. Надо рассмотреть опыт Польши в части недопущения трансферта капитала дочерних банков к материнской и ограничения оттока банковского капитала на уровне 5% от уставного капитала.

Кроме того, одна из главных задач сегодня – восстановление программ сотрудничества с Международным валютным фондом. Кредит МВФ – это страхование надежности. Его транши направлены прежде всего на стабилизацию валютных резервов и банковской деятельности. Этот кредит является своеобразным показателем того, что международные финансовые организации доверяют Украине и видят ее своим партнером. Если МВФ увидел в Украине возможности для реализации своих проектов, то международные инвесторы спокойнее будут вкладывать капиталы в Украину.

regional