Регулятору нет резона отказываться от административных мер влияния на валютный рынок – они доказали свою эффективность.
Украинцы, пережившие не один финансовый кризис, хранят в американской валюте свои сбережения, копят на квартиру или машину, откладывают на свадьбы и похороны. По оценкам опрошенных ЛІГАБізнесІнформ экспертов, объем наличной валюты на руках у населения составляет от $30 до $60 млрд. То есть пятая, а то и третья часть ВВП продолжает вращаться вне банковской системы и активно использоваться теневой экономикой.
Советник гендиректора рейтингового агентства Кредит-Рейтинг Алексей Капустинский объясняет подобное явление недоверием к государству: к доллару украинцы обращаются из-за неуверенности в завтрашнем дне и для защиты от недружественных действий власти. Банкиров подобное положение вещей отнюдь не радует. “Огромный финансовый ресурс, без которого экономика задыхается, недоступен для кредиторов и заемщиков. Они мечутся от одного дорогого источника к другому, хотя дешевые средства находятся под рукой – это доллары “под матрацем”, – характеризует ситуацию исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) Сергей Мамедов.
Долларизация – тяжелое наследие лихих 90-х. Тогда массовая скупка “зеленых” стала вынужденной реакцией на обесценивание денег. “Но даже после введения гривни и обуздания инфляции в Украине сохранился достаточно высокий уровень долларизации. Ведь когда практика использования инвалюты в экономике становится распространенной, избавиться от нее становится очень сложно”, – отмечает директор департамента организации банка, стратегии и PR Кредобанка Роман Лепак.
Похожие процессы происходят не только в Украине. “Высокий уровень использования долларов отмечается в странах с развивающейся экономикой, когда доллар становится более стабильным, чем нацвалюта, – продолжает юрист ЮФ Спенсер и Кауфманн Виталия Каргова. – В Украине лояльность к доллару повысилась во время глобального кризиса. И хотя в 2009-2010 годах проявилась тенденция к ее снижению, все еще высокий уровень использования иностранной валюты усложняет проведение эффективной денежно-кредитной и валютной политики в государстве”.
Некоторое снижение интереса к доллару в Украине НБУ считает своей заслугой. После кризиса 2008-го Нацбанк целенаправленно вытесняет доллар из экономических отношений внутри страны. По последней информации, озвученной замдиректора генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Александром Арсенюком, с начала года уровень долларизации уменьшился на 3% (с 32% до 29%). Показатель этот рассчитывается как отношение объема депозитов в инвалюте к общему объему находящихся в обращении наличных средств и остатков безналичных средств на счетах физических, юридических лиц и государства.
По данным регулятора, значения в 33,4% уровень долларизации достиг в 2009 году. До кризиса по итогам 2007 года этот показатель составлял 23,4%. Одним из первых шагов НБУ на пути дедолларизации стал введенный в ноябре 2008 года мораторий на валютное кредитование физлиц. После этого портфель валютных займов стремительно усыхает. Если в 2008 году объем валютных кредитов в гривневом эквиваленте достигал 433,8 млрд., то к сентябрю 2013 года он похудел до 306,9 млрд. За то же время объем портфеля гривневых кредитов вырос на 237,5 млрд.
Очередная волна дедолларизации поднялась в ноябре 2012 года. Тогда Верховная Рада, преследуя цель стабилизации гривни, наделила НБУ дополнительными инструментами воздействия на денежно-кредитный рынок. Регулятор поспешил воспользоваться новыми возможностями для создания административных ограничений на валютном рынке.
“НБУ принял постановления, которые на 6 месяцев ввели сокращение сроков расчетов по операциям экспорта и импорта до 90 дней и обязательную продажу на межбанке 50% валютных поступлений. В мае 2013 года НБУ продлил эти меры до 19 ноября 2013 года. Кроме этого, для физлиц введено требование обязательной конвертации полученных из-за границы валютных переводов на сумму от 150 тыс. грн. в месяц”, – напоминает юрист ЮФ Астерс Ирина Щербина.
Осенью 2013 года поспел новый урожай мер, направленных на снижение использования валюты в экономике. С 1 сентября были введены ограничения наличных расчетов, а с 23 сентября -принудительная конвертация в гривню валютных переводов в пределах страны. Но, это еще не все. Ведь с 30 сентября Нацбанк повышает нормы резервирования по долгосрочным депозитам в инвалюте. “Это еще один шаг в комплексной программе НБУ, направленной на укрепление гривни, – комментирует директор по розничному бизнесу банка Надра Сергей Козлов.
Ранее, в июле 2013 года, уже были увеличены нормативы обязательного резервирования по вкладам до востребования и текущим счетам физлиц, по краткосрочным средствам юр- и физлиц и ресурсам, привлеченным от банков и финансовых организаций-нерезидентов”. По оценкам Романа Лепака из Кредобанка, ужесточение норматива должно привести к дальнейшему снижению ставок по депозитам в валюте, что делается для переориентации клиентов на гривневые вклады с более высокой доходностью.
Тем не менее, считает начальник отдела рейтингов финансового сектора IBI-Rating Анна Апостолова, валютные депозиты все равно останутся для банков неотъемлемой составляющей ресурсной базы, а спрос на них продолжат определять экономическая и политическая стабильность, доверие к нацвалюте и девальвационные ожидания.
Шаги, предпринимаемые регулятором для искоренения “зеленых”, часто выглядят непопулярными с точки зрения бизнеса и населения. “Все меры, несмотря на первую неоднозначную реакцию, направлены на усиление позиций национальной денежной единицы в экономике Украины, – успокаивает Сергей Мамедов из НАБУ. – В результате наблюдается существенное снижение чистого спроса на инвалюту. А объем гривневых депозитов населения с начала года увеличился более чем на 70 млрд., что является своеобразным рекордом”.
По мнению члена правления, директора по финансовым рынкам Креди Агриколь Банка Вадима Ганаха, на подобные нововведения население реагирует более сдержанным спросом на наличную валюту. Хотя, по оценкам собеседника ЛІГАБізнесІнформ, частичный перевод гривневых депозитов в валютные все же имеет место на фоне девальвационных ожиданий.
“Официальный спрос на валюту не увеличивается, а валютный рынок пока стабилен, – продолжает Алексей Капустинский из Кредит-Рейтинг. – Но объемы теневого рынка могли снизиться лишь на время, необходимое для выработки иммунитета к вызовам НБУ. Ведь решить проблему долларизации можно лишь комплексно, постепенно стимулируя вывод различных операций из тени, а никак не при помощи лишь ограничительно-фискальных мер”.
“Так как Нацбанк до сих пор активно использовал административные инструменты для борьбы с долларизацией и уже достиг определенных успехов, у регулятора будет соблазн и дальше опираться исключительно на административные рычаги”, – считает Роман Лепак.
По мнению Вадима Ганаха, в будущем может последовать очередное продление обязательной продажи валютных поступлений, в том числе увеличение нормы продажи, дальнейшее ужесточение нормативов резервирования по валютным депозитам и еще более жесткие требования для неэкспортеров при кредитовании в валюте.
“Программа экономических реформ на 2010-2014 годы предусматривает законопроект о введении сбора на обязательное пенсионное страхование при покупке безналичной инвалюты юрлицами. Вероятно, что следующим шагом станет сбор на обязательное пенсионное страхование от продажи наличной инвалюты. Клиент получит возможность избежать его уплаты, в случае если средства сначала будут зачисляться на текущий или депозитный счет, операция продажи валюты с которых не предполагает наличие сбора. Но данное решение можно ввести лишь после внесения изменений в закон “О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование”, – прогнозирует старший советник Альфа-Банка (Украина) Роман Шпек.