Эксперты считают, что "живые" деньги в кармане - это рудимент
Все больше украинцев переходят на платежные карты. По данным НБУ, за последние четыре года число операций с карточками выросло в 1,8 раза, впервые превысив 1 млрд, а оборот по этим операциям с 2009 года вырос вдвое, до 741 млрд гривен в 2012-м.
Согласно данным GfK Ukraine, электронными деньгами пользуются 54 % украинцев старше 16 лет, что на 10% больше, чем четыре года назад, пишет ТСН.
“Наличные в карманах — это рудимент, — цитирует президента Ассоциации украинских банков Александра Сугоняко журнал “Корреспондент”. — Электронные деньги есть, инфраструктура есть, и этими деньгами нужно пользоваться”.
“Основной стереотип, который удалось преодолеть, — это мнение, что рассчитываться картой дольше, чем наличными”, — говорит Вера Платонова, гендиректор представительства MasterCard Europe в Украине.
В то же время, руководитель отдела финансовых исследований GfK Ukraine Дмитрий Яблоновский отмечает, что Украина достигла “локального максимума” по проникновению карт — с учетом высокой доли пенсионеров, которые еще не освоили новые технологии, и жителей сел, где пока не развита соответствующая инфраструктура.
Главной целью для банков становится удержание клиентов и наращивание интенсивности использования карточек. Между тем, становясь более разборчивыми пользователями, украинцы упрекают банки в слишком настойчивом навязывании своих услуг.
Эксперты признают, что такие претензии часто вполне обоснованны. Так как иногда скрытые комиссии и дополнительные платежи затягивают в долговую яму.
Финансовую неосведомленность украинцев эксперты считают одной главных причин того, почему в Украине доля безналичных операций близка к 10%, тогда как в западных странах, особенно скандинавских, достигает 80-90%.
Глава офиса Visa Украина Светлана Георбелидзе считает, что многие соотечественники настороженно относятся к картам, не понимая базовых вещей:
“Они не знают, сколько у них денег на счете, не знают, что в торговых точках с них не снимут комиссию”.
Сугоняко же отмечает и низкий социальный капитал общества, определяемый уровнем доверия людей к власти и друг к другу.
“У нас этот уровень чрезвычайно низок, и поэтому люди побаиваются, что где-то кроется какое-то мошенничество”, – пояснил экономист.