На днях Верховный суд вынес решение, которое открывает законную лазейку для поручителей, через которую можно уйти от выплат по кредитным договорам
Согласно нормам гражданского права, поручитель берёт на себя обязательство отвечать перед кредитором должника за исполнение последним его основного обязательства. Предусмотрено также, что в случае неисполнении обязательства должником поручитель отвечает солидарно с должником в полном объёме (включая возможные санкции).
Проще говоря, суть поручительства заключается в том, что один человек ручается за то, что другой человек выполнит условия кредитного договора. И в подтверждение этого обязуется в случае невыполнения им условий взять всю ответственность на себя. Конечно же, возлагая на себя такие обязательства, поручитель должен быть готов в случае необходимости платить за заёмщика. И тем не менее…
Принятое Верховным судом решение предусматривает, что банк обязан в письменной форме согласовывать с поручителем любые изменения в кредитном соглашении, под которым тот подписался. Если же кредитный договор был откорректирован в одностороннем порядке, он перестает быть документом, предписывающим ответственность поручителя. Ведь поручитель давал согласие на выполнение условий совершенно другого договора.
Тут впору буде вспомнить о времени, когда прошла волна пересмотра кредитных договоров. Чаще всего дело касалось пересмотра финучреждениями процентных ставок по кредитам. При этом есть много других вариантов изменений условий договора. Скажем, предоставление отсрочки по выплате (что приводит к увеличению периода, за который начисляются проценты за пользование денежными средствами), и установление (повышение размера) неустойки, и многое другое.
В любом случае это ведет к увеличению ответственности поручителей.
При этом есть статья 559 ГК Украины регламентирует все случаи прекращения поручительства:
1. прекращение поручительства с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения обязательства без согласия поручителя, вследствие чего увеличивается объем его ответственности. Таким образом, если без согласия поручителя банк увеличивает должнику процентную ставку, вследствие чего сумма ответственности поручителя увеличивается – поручительство прекращается в силу закона.
2. поручительство прекращается, если после наступления срока исполнения обязательства кредитор отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником или поручителем.
3. поручительство прекращается в случае перевода долга на другое лицо, если поручитель не поручился за нового должника.
4. поручительство прекращается после окончания срока, установленного в договоре поручительства. Если такой срок не установлен, поручительство прекращается, если кредитор в течение шести месяцев со дня наступления срока исполнения основного обязательства не предъявит требования к поручителю. Если срок основного обязательства не установлен или установлен моментом предъявления требования, поручительство прекращается, если кредитор не предъявит иск к поручителю в течение одного года со дня заключения договора поручительства.
На первый взгляд решение суда весьма схоже с тем, что предусмотрено нормами гражданского права. Вот только согласно уже упомянутого решения ВС, банк должен согласовать изменения в письменной форме.
Заключение Верховного суда открывает перед поручителем широкие возможности, считают эксперты. Он может снять с себя материальную ответственность по кредиту, даже если банк информировал его о повышении ставки, но он не согласился с ним в письменной форме.
Кредитор должен составить дополнительное соглашение, а поручитель его подписать. Если это не было сделано, то поручительство прекращает свое действие.
Решение ВСУ касается всех без исключения кредитных соглашений с банком. А значит, распространяется как на юридических, так и физических лиц.
Адвокаты уже оценили это судебное уточнение как такое, которое населению защитить себя от недобросовестного поведения банков, игнорирующих некоторые законодательные нормы при повышении процентных ставок.
О том, что решение защищает «тылы» заемщиков, свидетельствует и то, что финучреждения от него не в восторге.
Они в своих комментариях предпочитают цитировать те нормы гражданского права, которые предусматривают ответственность заемщика и поручителя перед кредитором. Финансисты считают, что из солидарной ответственности, предусмотренной гражданским кодексом, вытекает требование по информированию лишь одной стороны. То есть по их мнению, банку достаточно известить об изменении ставки или кредитного срока заемщика. Якобы извещать поручителя – его обязанность. Впрочем, опять же – нестыковка. Ведь речь идет о письменном документальном согласии, а не об уведомлении.
Конечно же, банки будут защищать свои позиции. Как вариант, будут в договора поручительства включать пункты, по которым поручители заочно и без дополнительных уведомлений дают согласие на изменение объема ответственности по основному обязательству заемщика.
Впрочем, чтобы защитить себя от таких действий, достаточно внимательно читать кредитные соглашения. Если поручитель поставит подпись под пунктом, разрешающим банкам автоматически изменять кредитные условия без извещения поручителей, обратного хода не будет.