Финансовые новости

Портников: Шоковая девальвация гривны невозможна, плавная опасна

Еще не завершившаяся, но оттого не менее поучительная история с налогом на продажу валюты стала очень неплохой иллюстрацией того, как власть собирается бороться с экономическими проблемами.

То, что эти проблемы действительно есть, сейчас мало кто станет отрицать. То, что они будут только нарастать, тоже ни для кого не секрет. И то, что для решения этих проблем не станут задействовать экономические механизмы, тоже уже ясно. Зато понятна сама психология власти, можно представить, как она собирается отвечать на вызовы. А, может быть, вообще не собирается отвечать? Может быть, уверена, что вызовы – это проблема населения, а не президента, премьер-министра, главы Национального банка? Ведь может быть и такой подход к делу – и мы не раз убеждались, что те, кто должен решать проблемы государства, относятся к происходящему как пассажиры, случайно зашедшие в капитанскую рубку во время кораблекрушения и думающие не о том, как спасти корабль, а о том, за сколько удастся продать компас, если его украсть и довезти на спасательной шлюпке до ближайшего порта.

Украина вошла в период крайне неблагоприятной конъюнктуры рынка. Цены на металл и химию будут опускаться – потребность в сырье в европейских странах явно не увеличивается, конкуренция растет, качество продукции тоже оставляет желать лучшего. Экономику мог бы хоть как-то вытягивать малый бизнес – ну, если не экономику, то хотя бы выживание населения. Но превращение Украины в коррупционно-криминальную латифундию со «смотрящими» из стройных рядов Партии регионов фактически малый бизнес уничтожила. И тем самым сделала еще больше людей зависимыми от государства, у которого больше нет денег на их содержание, потому что металлургия и химия проседают.

Что делает власть? Она не может «раскулачивать» владельцев металлургических заводов и химических предприятий – во-первых, потому что они сами и есть власть, а во-вторых потому что отрасли находятся в бедственном положении. И тогда принимается решение улучшить ситуацию за счет населения, попытавшись отобрать у него налог для наполнения Пенсионного фонда.

Опять-таки – пока что авантюра не удалась просто потому, что не было окончательной договоренности о распределении полученного (или, точнее, награбленного) властью подобным образом. Но вектор очерчен. Дальнейшими шагами власти будет попытка плавно девальвировать национальную валюту – для того, чтобы металлургия и химия начали приносить доход. Понятно, что плавная девальвация – это еще и плавное обнищание граждан. Но, по идее, завершиться мероприятие должно успехом: бюджет вновь начнет наполняться, можно будет рассчитывать хоть на какой-то рост и выплату зарплат и пенсий вовремя. Это если согласиться с мыслью, что мы живем в статичном мире.

А теперь представим себе, что курс гривни падает и падает, а прибыль не появляется и не появляется. Сколько должна стоить украинская денежная единица, чтобы Ахметов и Фирташ вздохнули свободно? Сегодня предполагается, что 12 гривень за доллар к концу следующего года. А если к концу следующего года 12 – это будет то же самое, что 8 сегодня? Тогда сколько? 16 к концу 2014? А если…Словом, никто не просчитает, каким на самом деле должен быть курс национальной валюты в будущем, чтобы металлурги и химики могли бы получать доходы. Такой курс можно рассчитывать на сегодняшний день – но не на завтрашний.

Для того, чтобы металлургия и химия начали приносить доход, необходима модернизация предприятий, сокращение производства и затрат на него, словом – серьезная программа изменений в отраслях. Если осуществлять эту программу желания и возможности нет, тогда могла бы помочь шоковая девальвация национальной валюты – но эта быстрая девальвация может привести к панике населения, ударить по банковской системе и раз и навсегда развенчать миф о «стабильности», который отчаянно поддерживают «региональные» пропагандисты. Плавная девальвация – это просто жизнь в ежедневной нестабильности, которая может не закончиться никакими прибылями для «олигархов», но рано или поздно приведет к коллапсу, краху и взрыву – трем составляющим украинского будущего, которых можно было бы избежать, если бы не вопиющая некомпетентность власти.

regional